При всем обилии на экране фильмов ужасов, крутятся их сюжеты обычно вокруг какого-то десятка общеизвестных и понятных страхов. Конечно, каждый поджанр имеет собственные вариации, но и здесь разнообразие зрителей не балует
При всем обилии на экране фильмов ужасов, крутятся их сюжеты обычно вокруг какого-то десятка общеизвестных и понятных страхов. Конечно, каждый поджанр имеет собственные вариации, но и здесь разнообразие зрителей не балует: призраки, оборотни, вампиры, мумии, монстры, серокожие космические пришельцы – все это мы видели сотни раз. Временами особенно талантливым или безбашенным авторам удается заставить нас пугаться клоунов и кукол с перекошенными лицами или вздрагивать при упоминании «помидоров-убийц», но в остальном изобретательность хоррормейкеров заставляет желать лучшего. Однако же нет-нет да и попадется раз в год ужастик, который не только удивит новаторским подходом к форме повествования, но и поразит монстром, которого раньше мы и представить себе не могли. Мы вспомнили дюжину сравнительно недавних хорроров, главная фишка которых – необычная форма угрозы. Бояться – так уж того, о чем раньше даже не задумывался!
Картину «Темнота наступает» даже поклонники жанра сегодня вспоминают исключительно в связи с тем, что в ней одну из первых своих ролей исполнила юная Эмили Браунинг. Но из памяти картина Джонатана Либесмана стерлась вовсе не из-за своего скверного качества, а скорее из-за того, что авторы в ней посягнули на святое – очернили культовое для всего западного мира имя Зубной феи! Строго говоря, сюжет этого хоррора не слишком далеко отходит от затертого клише об озлобленном на весь мир одиночке, мстящем своим обидчикам, но связка с прекрасной феей, ассоциирующейся исключительно с добром, делает «Темноту» уникальной.
Авторы «Занозы» не слишком заморачивались тем, чтобы подложить под сюжет своего фильма какую-то околонаучную основу, фактически зритель до конца так и не понимает, что является катализатором жутких изменений – неизвестный микроорганизм, вирус или нечто иное. Но история от этого ничуть не проигрывает: Тоби Уилкинс представил миру новый вид зомби – стремительно передвигающийся, утративший человеческий облик и проводящий к заражению весьма нетривиальным способом. Не то чтобы мы после просмотра «Занозы» стали избегать колючих кустарников или цветов, но гладить ежика хочется уже как-то меньше.
«Язык мой – враг мой» – многократно повторяя эту избитую фразу, человечество давно выхолостило ее значение, но ничего, придет время, и эти слова могут снова заработать буквально. Например, как в малобюджетном канадском хорроре «Понтипул», где переносчиком зомби-вируса стал… английский язык. Ни много ни мало, а с ума людей сводить стали многократно произносимые слова, которые в обычной жизни использует каждый англоговорящий во всех уголках мира, сначала жертва «зацикливается» на какой-то фразе, потом ее речь становится бессвязной, а затем все – смерть. При том что в фильме почти нет кровавых эпизодов, картина смотрится на одном дыхании ровно потому, что концепция ее столь небанальна.
Если американцы посмели очернить имя Зубной феи, то финны, которые, как известно, меры не знают ни в чем, покусились и вовсе на священную корову современного миропредставления – на Санта Клауса, доброго старика, разносящего детям подарки в рождественскую ночь. Черная комедия «Санта на продажу» режиссера Ялмари Хеландер демонстрирует зрителям не привычный образ румяного толстяка с рекламных плакатов «Кока-колы», финский Санта – злобный и смертельно опасный старик, осерчавший на человечество и погребенный в пещерах Лапландии. Извлекшие Санту на свет геологи и не подозревают, что явили миру не символ радости и улыбок, а Зло, с которым просто так не справиться.
Тьма сама по себе может отлично нагонять страх – вспомните, в скольких хоррор-картинах героям так или иначе приходится отправиться в неосвещенный подвал, забраться на чердак или выйти на улицу, где нет ни единого фонаря. Авторы ужастика «Жертвенный лик» добавили темноте «оригинальности» – персонажи ленты поклоняются неведомому жуткому существу, обитающему в мрачной яме. Существо иногда помогает людям исцелиться, порой дает им какие-то специфические знания, но взамен требует кровавых жертвоприношений. Впрочем, крови в фильме не так уж и много, ужас здесь кроется в том, что любой из членов поклоняющейся Яме общины может оказаться кормом для Существа. Разве это жизнь?
Не спешите плеваться, даже если вы, как и многие зрители в нашей стране, оказались разочарованы картиной Ренни Харлина. В конце концов не рассчитывали же вы всерьез, что автор второго «Крепкого орешка» вдруг выдаст в своей ленте железобетонную версию, с которой все согласятся, и на этом тайна трагической гибели девяти лыжников из Свердловска будет раскрыта? Харлин пошел по пути мистики и тайн, герои его «Тайны перевала Дятлова» оказались жертвами экспериментов с путешествиями во времени, телепортацией и генной инженерией. Да, вышло все несколько глуповато, но финальный кадр-то дает возможность присвистнуть, даже если все остальное показалось горячечным бредом перепившего самогона туриста.
Акула-убийца – штамп настолько заезженный, что удивить им можно только человека, никогда не слышавшего про «Челюсти» (а существуют ли такие вообще?). Но знаменитой своими благоглупостями студии Asylum удалось совершить невозможное – они задали акулам новый вектор, скрестив их с природными катаклизмами. Не претендовавший ни на что серьезное проект-пародия «Акулий торнадо» внезапно оказался хитом, поддержанным несколькими весьма авторитетными в большом кино людьми, получил уже четыре сиквела и массу еще более дешевых копий и породил даже собственный поджанр хоррор-катастроф. Зубы и плавники работают, и еще как!
Имеющий в своей ДНК частички «Нечто», «Падший предвестник» имел все шансы стать культовой картиной для поклонников жанра: в нем есть тайна, покрытая мраком космоса и океана, есть жуткий кровожадный монстр, есть изолированная вдали от людей группа исследователей, есть в конце концов Лэнс Хенриксен в одной из главных ролей, но то-то не сложилось. Не хватило авторам изобретательности и оригинальности, чтобы обойти именитого предшественника. Впрочем, главный противник людей в данном фильме вполне себе получился – способная контролировать тела своих жертв тварь с задачей развлечь зрителя справилась, люди подвели.
Тем, что природу защищают какие-то сверхъестественные существа, в хоррорах уже давно никого не удивишь, но авторы ужастика «Из тьмы» пошли несколько дальше, чем обычные эксплуататоры образов кикимор или нимф, – хранителями древних лесов они делают каждого, кто покушается на покой чащи. Герои ленты сталкиваются с непонятными явлениями после того, как переезжают в дом в глухом ирландском поселке, природа им не рада, на особняк и его жильцов организуют нападения зловещие ветки и сучья. Излюбленный режиссерами прием с кроной дерева, стучащей в ночное окно, доведен здесь до абсурда – дерево не просто стучит, оно буквально входит в дом и превращает тебя в себе подобного.
Скучаете по старым добрым ужастикам с незамысловатыми монстрами, плоским сюжетом и наполненным иронии и юмора? Вам к «Ужаленным»! Германо-американский дешевый хоррор рассказывает о нападении на города гигантских ос-убийц, мутировавших в жутких летающих чудищ со смертоносными жалами. Помните старую добрую «Атаку пауков»? Ну вот, то же самое, только с уже упомянутым нами однажды Лэнсом Хенриксеном. Ни минуты сомнений, ни строчки сожалений – только привычное для фильма ужасов подобного рода «беги-спасайся, по дороге убивай все живое». Гибель от задницы насекомого (а именно там кроется жало осы) – скверная концовка короткой жизни.
Уникальность злодея из картины «Демон внутри» заключается в том, что он (а точнее, она) за весь фильм не производит ни единого движения. Герои ленты Андре Овредала – коронер и его помощник – проводят вскрытие обнаруженной на месте преступления девушки, но труп, который изначально кажется совершенно обычным, внезапно оказывается наполнен тайнами, объяснить которые можно только сверхъестественными причинами. Сам по себе морг, при всем прочем еще и замкнутый снаружи из-за природной катастрофы, не может не пугать, так еще и его новая «постоялица» оказывается настоящей ведьмой с темным и страшным прошлым.
Второй фильм из «Канадской трилогии» Кевина Смита не повернется язык назвать хорошим даже у его закадычных приятелей Джонни Деппа, Джастина Лонга или Джейсона Мьюза – уж больно слабой получилась комедия-пародия «Йоганутые». Но стоит с пониманием отнестись к кризису человека, подарившего нам когда-то «Клерков» и «Красный штат», тем более что в «Йоганутых» Смит дарит зрителям совершенно уникальных злодеев – главных героинь в фильме терроризируют ожившие сосиски-нацисты. В здравом уме такого, конечно, не придумаешь, но мы бы и человека с моржом скрестить не додумались, а Кевин Смит в «Бивне» и такое смог завернуть. Талантище!