Один из самых влиятельных мировых режиссёров и основатель французской новой волны покинул этот мир 13 сентября 2022 года. Жан-Люк Годар успел стать классиком ещё при жизни, а его имя останется бессмертным, будучи навеки запечатано в его фильмах. Рассказываем о картинах Годара, увековечивших его в истории кинематографа.
Далеко не всегда режиссёров запоминают по их первым и последним фильмам, но в случае Годара его дебютная полнометражная лента стала чуть ли не самой важной во всей карьере. «На последнем дыхании» случился спустя два года после первого фильма французской новой волны, но стал настолько успешным за пределами родины, что движение начало бурно развиваться. Кроме того, лента впоследствии была процитирована многими режиссёрами в их творчестве и положила начало успеху исполнителей главных ролей ― Жан-Поля Бельмондо и Джин Сиберг.
В «Безумном Пьеро» Годар создал свою облегчённую версию «Бонни и Клайда», и это при том что картина вышла на два года ранее культового криминального байопика. Тут снова Жан-Поль Бельмондо ― в этот раз в цвете и с синей краской на лице. Вместе с ним на экран взошла новая звезда годаровских картин Анна Карина, она же супруга режиссёра. И вот они целуются, выдвинув торсы из параллельно движущихся машин, ― магия кино удалась, а название картины и кадры из неё никогда не смоешь с песков времени.
Как написал в своих соцсетях британский режиссёр Эдгар Райт, «куда бы вы ни направлялись, в постель или из неё, нет лучше способа начать или закончить день, чем посмотреть сцену с танцем Мэдисон (популярный в 1950-60-е линейный танец с регулярным движением вперёд-назад с вкраплениями шагов ― прим. ред.) из “Банды аутсайдеров” Годара. Это 4 минуты чистого кинематографического удовольствия». И с Райтом сложно не согласиться. Разве что в том, что синефильского удовольствия там ещё на дополнительные полтора часа.
Фильмы Годара ― это всегда протест, и в каждом из них видна его бунтующая натура. В одной из своих самых популярных картин «Мужское-женское» он исследует французскую молодёжь, а вместе с тем рисует портрет целого поколения, с которым он был неразрывно связан. Ещё одно лицо протеста во Франции того времени и главный герой картины ― актёр Жан-Пьер Лео, сыгравший в десятках фильмов новой волны, в том числе и у Франсуа Трюффо в «400 ударов», ― здесь исполняет одну из лучших своих ролей.
Другой социально заострённый фильм Годара ― «Китаянка». Ещё больше протеста и бунтарства, закрученный на доктринах Мао сюжет, снова Жан-Пьер Лео ― картина в своё время вызвала бурную реакцию, а затем увлекла в революционные течения и самого постановщика. Хоть и со щедрой долей иронии и вымысла, но интересный взгляд на неё можно увидеть в байопике о режиссёре «Молодой Годар». Там же и история его взаимоотношений с главной звездой фильма и ещё одной женой постановщика, Анн Вяземски.
Ещё до того, как Трюффо создал свои «451 градус по Фаренгейту», Годар успел снять собственную антиутопию. «Альфавиль», конечно же, вышел вполне в духе режиссёра, и следы научной фантастики визуально не так проявлены, как того стоило бы ожидать от фильма про будущее. Да и Годара, конечно, в первую очередь, как обычно, волнуют проблемы настоящего. Лента получила «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля и даже вдохновила немецких синтипоп-ребят на название своей группы (Alphaville).
У каждого великого режиссёра есть свои «Восемь с половиной», и «Презрение» можно назвать таковыми для Годара. Поэтому тут он разошёлся на полную катушку ― в картине сыграли икона того времени Брижит Бардо и не менее культовый постановщик Фриц Ланг (в роли самого себя), а сам Годар и вовсе предстал на экране в образе ассистента своего кумира. Ну а вечный конфликт кинотворцов с продюсерами здесь представлен самым что ни на есть годаровским образом.
После выхода фильма кто-то стал гневно восклицать «Прощай, Годар», а кто-то лишь убедился в том, как течение времени влияет на наше восприятие реальности. Одна из последних работ режиссёра «Прощай, речь» совершенно не похожа на всё снятое Годаром прежде. Да и вообще на что-либо когда-либо снятое. Поэтому прежде всего картина ― лишь ещё одно подтверждение, что Годар до последнего момента оставался экспериментатором и был в поиске новых смыслов, форм и диалога со зрителем.
Годар вдохновил целые поколения будущих кинематографистов на то, чтобы взять в руки камеру и отправиться снимать. Что, конечно же, не было бы возможно, не будь он сам вдохновлён всеми теми до него. Результатом его безграничной любви к фильмам стал документальный проект «История кино» ― медитативное эссе, исследующее ХХ век в кинематографе (или всё же кинематограф в ХХ веке?). Поэтичные комментарии, неожиданные метафоры, смешанные с кадрами из других фильмов саундтреки ― даже в документалистике Годар остаётся бунтарём.