Фильм «Заложница» стал неожиданным хитом, Лиам Нисон внезапно оказался кассовым экшенменом, Пьер Морель – мастером боевика, а фраза «найду и убью» – популярным интернет-мемом
Само собой, находит и убивает. Фильм «Заложница» становится неожиданным хитом, Лиам Нисон внезапно оказывается кассовым экшенменом, Пьер Морель – мастером боевика, а фраза «найду и убью» – популярным интернет-мемом.
С 2007 года Лиам Нисон стал героем семи боевиков, включая два сиквела «Заложницы». Образ начал приедаться, но спрос все равно оправдывал вложения. За актером, возраст которого перевалил за 60, закрепилась репутация, аналогичная той, какой обзавелся Джейсон Стэтэм. Справедливости ради, хоть экшены с Нисоном и не отличаются оригинальностью, они представляют собой абсолютно самобытное направление. Лиам сам по себе актер великолепный, и у него появился образ, который больше никому не под силу. Конечно, можно перенять повадки, мимику, интонацию и даже возрастом быть схожим, но эффект все равно будет не тот. Нисон – это Нисон и никто больше. Да, его может быть много, и фильмы один на другой похожи, но качество ниже критической отметки никогда не падает (по крайней мере, такое случается не по его вине – далеко не он виноват в том, что третью «Заложницу» приняли в штыки).
Так или иначе, перед нами восьмой боевик с Лиамом Нисоном и третья за последние четыре года совместная работа британца с режиссером Хауме Кольет-Серра. На этот раз тандем Серра-Нисон представляет нам «Ночного беглеца», историю бруклинского гангстера и наемного убийцы с многолетним стажем. У него нелады с боссом. Начальник хочет уничтожить сына киллера вместе со всей его семьей. Главарь банды кидает на это дело всех своих головорезов. Но мы-то с вами знаем, что на Нисона одной банды мало, тем более если вместе с ним бок о бок воюет Юэль Киннаман.
Проект зародился в ноябре 2012 года. Сценарий Брэда Инглсби был приобретен за кругленькую сумму, уже потом в режиссерское кресло усадили Кольет-Серра, а в марте 2015-го боевик с рейтингом R представили на суд западного зрителя.
«Сюжет заставляет всех персонажей двигаться ночь напролет, причем все так неистово носятся, что фильм можно спокойно называть “Нон-стоп 2”», – пишет Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter), имея в виду «Воздушного маршала», который несколько изменил свое название с приходом в российский прокат. К слову, «Маршала» тоже снимал Хауме Кольет-Серра.
«Если не брать в расчет местами классную работу оператора и отдаленно напоминающую нуар противоречивость, неспособную расшатать ваши моральные принципы (слишком уж поверхностный сценарий у Брэда “Из пекла” Инглсби), то перед нами киноэквивалент фастфуда. Он утоляет голод к нигилизму, но им никак не насытишься», – ударяется в съедобные метафоры Майкл О’Салливан (Michael O’Sullivan/The Washington Post).
Если вы ждали от «Ночного беглеца» нуара, быстренько вносите коррективы в свои ожидания. Пессимизм, нигилизм и цинизм иссякают в фильме довольно быстро, а впоследствии он и вовсе пускается во все тяжкие с перестрелками и погонями.
«Нисон в отличной форме, и старт у фильма воодушевляющий, но жаль, что жесткая криминальная драма со временем посчитала нужным скатиться в полномасштабный экшен», – сожалеет Крис Хьюитт (Chris Hewitt/Empire).
Как бы то ни было, «Ночной беглец» – пожалуй, единственный боевик апреля, способный порадовать любителей жанра.
«Нового в “Ночном беглеце” совсем не много – мрачные мужчины вначале сверлят друг друга глазами, а затем открывают пальбу. Однако и актерский состав, и съемочная группа знают, как делать такое кино дешево и сердито», – отмечает Алонсо Дюральде (Alonso Duralde/The Wrap).
В России у «Ночного беглеца» будет неделя, чтобы собрать максимальную кассу. Он выходит 16 апреля, то есть за неделю до вторых «Мстителей». В конкурентах у него «Номер 44», «Территория» и «Большая игра».
Начиная рассказ о «Ганмене», нельзя не отметить, что между анонсами «Ночного беглеца» и экранизации книги Жан-Патрика Маншетта с Шоном Пенном всего пять дней, причем первым был именно The Prone Gunman – 13 ноября 2012 года.
Продюсерская компания Silver Pictures вооружилась проверенной формулой: возрастной актер в нетипичной для себя роли (Пенну сейчас 54 года, ровно столько же, сколько Нисону времен первой «Заложницы») + режиссер Пьер Морель + сюжет из категории «один vs все вокруг» + франшизный потенциал = успех. Вроде бы все ингредиенты на месте, но quod licet Iovi, non licet bovi, или, выражаясь человеческим языком, без старины Лиама не все так просто.
Шон Пенн сыграл стрелка, ганмена, работающего по найму на компанию, которой руководит Хавьер Бардем. Спец с винтовкой думал, что он помогает, а выяснилось, что на самом деле творит ужасные вещи. Тогда герой Пенна решает выйти из игры, для подстраховки он шантажирует начальника компроматом. Босс тоже оказался не промах, он устраивает охоту на стрелка и похищает его возлюбленную.
«Ганмен» должен был стать первой частью шпионской франшизы и сделать из Шона Пенна героя боевиков, но, видимо, не судьба.
«Не дотягивает до Ладлэма (автор серии о Джейсоне Борне), но сделано стильно. Вышло неплохое кино на один раз. Увы, до трамплина под франшизу ему далеко», – ставит крест на амбициях Silver Pictures Джеймс Дайер (James Dyer/Empire).
Дело не только в сюжете. У всех предыдущих успешных боевиков Мореля был запоминающийся главный герой: паркурщик Лито из «13-го района», заботливый отец, отслуживший в спецназе, из все той же «Заложницы» и супероперативник с панковскими замашками Чарли Уэкс, разносящий «Париж с любовью». Пенн таким же неординарным парнем, как эти трое, стать не смог.
«”Ганмен” просит свою аудиторию сопереживать эквиваленту Ли Харви Освальда (убийца Джона Кеннеди). Странно звучит, но это создателям удается, потому что у фильма, в принципе, запутанная моральная установка, и во многом в этом повинен Пенн со своей раздражающей честностью. Он самый неприятный экшен-герой со времен Харрисона Форда», – невзлюбил ганмена Мик ЛяСалль (Mick LaSalle/San Francisco Chronicle).
«Шон Пенн нечасто снимается в последнее время, поэтому, когда идешь на фильм с его участием, ждешь определенного уровня. Печально, но лучше оставить свои ожидания дома, если вы планируете насладиться “Ганменом”», – советует зрителю Крис Нашэтэуэй (Chris Nashataway/Entertainment Weekly).
«”Ганмен” скатывается в тусклую демонстрацию пушек и жестокости. Пенн заслуживает большего. Мы заслуживаем большего», – подытожил Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).
Для российского проката «Ганмена» выкупили совсем недавно. В США он по иронии судьбы конкурирует с «Ночным беглецом», а в России Шонн Пенн и Пьер Морель 21 мая схлестнутся с «Землей будущего» и «Безумным Максом», который отправится на второй уик-энд.