![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Неожиданно мощное начало сериала, от которого мало кто ждал чего-то путного. У нового «Изгоняющего дьявола» есть все шансы не затеряться на фоне своего великого предшественника
Неожиданно мощное начало сериала, от которого мало кто ждал чего-то путного. У нового «Изгоняющего дьявола» есть все шансы не затеряться на фоне своего великого предшественника.
Отец Томас Ортега (Альфонсо Херрера) видит странные сны, в которых священник по имени Маркус (Бен Дэниелс) пытается изгнать демона из мальчика по имени Габриэль. Когда к Ортеге за помощью обращается его прихожанка Анджела Рэнс (Джина Дэвис), которая подозревает, что в ее доме завелся демон, положивший глаз на старшую из двух ее дочерей, Томас соглашается навестить ее семью. После чего становится ясно, что без отца Маркуса ему не обойтись.
Тема экзорцизма – пожалуй, одна из самых неблагодарных в жанре хоррора, потому что разнообразить формулу, обозначенную в классическом «Изгоняющем дьявола» Уильяма Фридкина, практически невозможно. В кого-то что-то вселяется, и этот кто-то начинает творить странные и страшные вещи, а потом приходят «воины света» с распятиями наперевес и в тяжелой схватке побеждают – или чаще все-таки не побеждают – исчадие ада. Можно поиграть стилистикой, подав этот сюжет, например, в жанре мокьюментари («Последнее изгнание дьявола»), можно приглушить церковную атрибутику, и тогда получится «Заклятье» или «Ужас Амитивиля», но успех тут зависит только от того, сумеют ли люди, стоящие за камерой, наделить этот сюжет гнетущей и запоминающейся атмосферой.
Если судить по пилотному эпизоду нового сериала «Изгоняющий дьявола», его создателям это удалось – и удалось на отлично. При том, что они вообще не стали изобретать велосипед и, по сути, переснимают оригинальную картину – расширив действие дополнительными героями и открестившись от фильма Фридкина и исходного романа Уильяма Питера Блэтти четкой отсылкой к их событиям (изучая Интернет, Томас видит статью о двух джорджтаунских священниках, погибших во время обряда экзорцизма). То есть перед нами сериал, который берет заезженную пластинку, добровольно отказывается от любых фор и страховок – и выдает блестящий результат, от которого не оторваться.
В чем тут секрет? Пожалуй, в том, что здесь все прекрасно. Прекрасен кастинг – оба священника крайне харизматичны и блестяще отыграны (плюс, похоже, получат в сериале намного больше внимания, чем экзорцисты из классического фильма), а Джина Дэвис, сильно постаревшая со времен «Тельмы и Луизы» и «Острова головорезов», с годами приобрела и актерскую мощь (примерно как Джессика Лэнг с возрастом выросла из деревянной блондинки в одну из самых интересных актрис нашего времени). Прекрасно визуальное оформление, где грубоватая стилистика 70-х, отсылающая к классическому «Изгоняющему дьявола», сочетается с современными приемами нагнетания саспенса. Конкретно в этот эпизод прекрасно вписана и обработана классическая уже музыкальная тема.
А еще фильм неожиданно прекрасен в том, что касается «пугания» своего зрителя. Пилотный эпизод показывает не так уж много – два фрагмента с Габриэлем и одну сцену на чердаке семьи Рэнсов, но этого достаточно, чтобы перестать снисходительно ухмыляться при виде пресс-релиза сериала, в котором смело написано, что новый «Изгоняющий дьявола» рискнет затмить своего иконического предшественника. Знаете, пожалуй, и правда рискнет – и это при том, что фильм Фридкина до сих пор можно увидеть на первых местах в разнообразных списках самых страшных хорроров. Но пока сплюнем через левое плечо и три раза постучим по дереву, чтобы не сглазить.