Великолепный высокотехнологичный кукольный мультфильм в духе японских преданий, подпорченный слабоватым финалом
Японский мальчик Кубо – плод запретной любви небожительницы и самурая. С самого рождения Кубо мать прячет его в пещере, откуда мальчик может выходить лишь днем, когда Кубо не может разглядеть его зловещий дедушка Лунный Король. Мальчик унаследовал от матери удивительное магическое искусство. Он может оживлять предметы и разыгрывать представления, манипулируя бумажными фигурками-оригами с помощью игры на сямисэне, традиционном музыкальном инструменте. Кубо так в этом хорош, что зарабатывает своими шоу на жизнь. Однажды он задерживается на улице дольше положенного, и Лунный Король находит его. Чтобы спасти сына, мать Кубо своей магией забрасывает его в дальние края и оживляет оберег в виде обезьяны, дабы разумное животное помогло Кубо найти зачарованные доспехи, в которых можно сразиться с Лунным Королем. Вскоре к Кубо и Обезьяне присоединяется потерявший память и превращенный в огромного жука самурай, наказанный небожителями за то, что был в отряде отца мальчика.
Студия Laika не похожа на другие известные американские анимационные компании. В то время как они создают компьютерную графику, Laika выпускает кукольные мультфильмы и использует последние достижения технологии, чтобы вывести свое искусство на уровень, о котором «кукольники» прошлого могли лишь мечтать. В частности, Laika применяет 3D-принтеры и управляемые компьютером лазерные резаки, что позволяет в точности воплощать в материале самые изощренные художественные замыслы и в разумные сроки производить мириады кукол и запчастей, необходимых для высокобюджетных эпических постановок.
Новое творение Laika – пятое по счету после «Трупа невесты», «Коралины в Стране кошмаров», «Паранормана, или Как приручить зомби» и «Семейки монстров». Даже если вы не видели эти замечательные мультфильмы, вы можете по их названиям догадаться, что Laika отличается от конкурентов не только пристрастием к «физической» анимации. С самого своего основания студия не стесняется мрачных тем и не создает картины для зрителей, которые считают, что детская и семейная анимация должна лишь веселить и развлекать.
В отличие от предыдущих работ Laika, их новое, самое амбициозное творение «Кубо. Легенда о самурае» черпает вдохновение не в западной, а в японской культуре. Хотя в основном мультфильм создавали американские сценаристы, художники и аниматоры, они постоянно прибегали к помощи восточных консультантов в самых разных областях, чтобы воссоздать не только дух и стиль японских сказок, но и, например, средневековые материалы для шитья одежды.
Режиссер «Кубо» Трэвис Найт – большой поклонник Японии, и его любовь чувствуется в каждом кадре мультфильма. Это, бесспорно, вдохновенное произведение, а не вымученное из-под палки. «Кубо» исключительно красив и элегантен, и в его размашистом повествовании находится место для всего, что хочется видеть в высококлассном современном мультфильме. Нежные и трогательные сцены, исключительно смешные сцены, напряженные боевые сцены, сюжетные сюрпризы, пугающие маленьких детей монстры… А также печальные житейские моменты, которых обычно в детских мультфильмах не увидеть. Так, мать Кубо страдает тяжелой болезнью и проводит много времени в бездумном кататоническом состоянии, лишь иногда приходя в себя (вот почему Кубо сам зарабатывает на жизнь).
Не будем подробно расписывать все, что можно увидеть на экране и пережить в зрительном зале на сеансе «Кубо». Поверьте – мультфильм оправдывает цену и детского, и взрослого билета. Это одновременно захватывающее, эмоциональное и эффектное творение. «Кубо» мог бы сразиться с блистательным «Зверополисом» за звание лучшей анимационной ленты года, если бы не ложка дегтя, которая портит бочку меда.
Единственная, но серьезная проблема «Кубо» заключается в том, что его создатели запутались в героическом квесте, который Кубо выполняет по ходу произведения. По настоянию матери мальчик и его спутники разыскивают уникальный меч и зачарованные доспехи, с помощью которых можно бросить вызов Небу. Это естественное приключение для юного воина, но Кубо не воин! Его удивительный талант в совершенно другой области, и, казалось бы, мальчик должен собирать музыкальные приспособления и совершенствоваться как чародей, чтобы в кульминации бросить вызов деду и победить не за счет «руконожества и дрыгомашества», а в волшебно-музыкальном поединке. Этот бой должен был стать настоящей феерией чародейства и эмоций. Ведь друг против друга идут близкие родственники.
К сожалению, любовь к самурайской классике сыграла с Найтом злую шутку. Кубо придуман как юный волшебник, но японская традиция склоняет его в сторону парня с мечом и в доспехах, и эти два видения Кубо не усиливают, а ослабляют друг друга. Суперсамураем мальчик так и не становится, а как волшебник он по ходу ленты не совершенствуется, а деградирует. Его самая сложная и красивая чародейская сцена находится в начале фильма, а магия, которую он все-таки применяет в финале, хоть и действенна, но примитивна и внешне невыразительна. Это явно неподходящая кульминация. Да, можно идейно обосновать, почему трагическая по сути битва деда с внуком не должна быть самым эффектным моментом картины. Но все-таки финал разочаровывает. Хорошо хоть, что с эмоциями в нем все в порядке.
С 20 октября в кино.