
Избавившись от «детских» уз Диснея, Тим Бертон вернулся к излюбленному жанру страшных сказок, и вернулся блистательно. Картина получилась насыщенной, яркой, увлекательной и визуально безупречной
Избавившись от «детских» уз Диснея, Тим Бертон вернулся к излюбленному жанру страшных сказок, и вернулся блистательно. Картина получилась насыщенной, яркой, увлекательной и визуально безупречной.
С детства Джейкоб рос на странных сказках своего деда, повидавшего немало чудес на своем веку. После таинственной и пугающей гибели старика Джейкоб отправляется на остров, где свою юность провел его предок, однако вместо интерната, в котором воспитывался дед, подросток находит только руины. Но все детские фантастические истории оказываются реальностью, когда Джейкоб попадает во времена молодости своего деда. Там гость должен не только понять, что случилось с детским домом, но и предотвратить страшную катастрофу, способную изменить мир.
Сколько волка ни корми, он будет заглядываться на лес. Disney предоставил некогда изгнанному из своих рядов Тиму Бертону все, что мог – большие бюджеты, лучших актеров, возможность реализовать давние мечты. Одного «мышиный домик» мрачному сказочнику дать не мог – сурового рейтинга, отсекающего целевую диснеевскую аудиторию – детей. А вот Fox подсуетилась и позволила Бертону снять не просто сказку, а сказку страшную, с ночными монстрами, выеденными глазами, бегающими скелетами, жуткими щупальцами и пастями. И постановщик снова ожил, снова почувствовал прилив сил и жажду действий. А зрители получили «Дом странных детей мисс Перегрин» – одну из самых необычных историй последних лет.
Несмотря на то что в основе сценария нового фильма Бертона лежит серия книг Ренсома Риггза, картина покажется оригинальной многим зрителям. Во-первых, по причине того, что романы Риггза достаточно свежи, первому нет и пяти лет. А во-вторых, «Дом странных детей» – это не перепевка на новый лад «Гарри Поттера», «Сумерек» или «Голодных игр», а вполне самостоятельный мир, со своими правилами и законами (не всегда, кстати, логичными). Для добротного мастера это отличный способ проявить себя. И Бертон старается – он использует всю мощь своих образов, он играет с цветами и светом, он задействует десятки локаций и втягивает в сюжет две дюжины персонажей. Сказка превращается в большой развернутый мир, затягивающий зрителя на все два часа экранного времени.
Интересна спорная мысль, идущая красной нитью сквозь ткань сюжета. Главный герой романа и фильма вовсе не является обычным парнем, как это принято в «американской мечте»: «Даже самый обычный человек достигнет всего, чего захочет». Нет, Джейкоб имеет врожденные способности, он тот самый «странный ребенок» из заголовка. Какое-то время он может жить среди обычных людей, но место его в особом мире, где «чудикам» подвластны стихии и дарованы способности. Кто-то из критиков может разглядеть в этом намеки на нацизм и расовое превосходство (белые дети «обижают» черного Сэмюэля Л. Джексона), но скорее Бертон говорит о тех «ненормальных», которых не лишком радушно принимает серое среднее общество, то есть о себе.
В «Доме странных детей» вообще много бертоновского. Пышные прически – из «Суини Тодда», железные конечности и заброшенные замки – из «Эдварда – руки-ножницы», бегающие скелеты – из «Трупа невесты», ожившие куклы – из «Франкенвини». Находить подобные параллели – особенное удовольствие для зрителя. А уж каким удовольствием для Бертона было все это снимать, можно только догадываться. И пусть автор несколько заигрался и буквально превратил в сущий балаган финальную битву, Бертон остался тем же мрачным сказочником, которого полюбили фанаты «Сонной лощины» и «Бэтмена»: темные герои, суровая атмосфера и ужас за каждым поворотом.
Развернуто говорить о сюжете нет большого смысла – история Джейкоба и петли мисс Перегрин достаточно объемна, чтобы укладывать ее в дежурный абзац, а вот актеров отметить стоит. Прежде всего, шикарную Еву Грин, удачно зарифмованную со своим персонажем. Ее отрывистая речь и резкие жесты приковывают внимание, а особенная грация и красота ставят в один ряд с лучшими героями Бертона. Как обычно, хорош Джексон, но для этого актера давно не существует преград и сомнений – он прекрасен в любом образе. Наконец-то раскрылся Эйса Баттерфилд, подросший и избавившийся от навязчивой кукольности, тянувшей его на дно в «Хранителе времени» и «Игре Эндера». Подростком он выглядит убедительнее и органичнее.
Кстати, о подростках. В России фильм попал в забавный рейтинговый капкан. Американцы выдали фильму ограничение PG-13, что означает разрешение на просмотр 14-15-летним зрителям. А вот россияне могут смотреть «Дом» только по достижении 16 лет. И это большая проблема, фильм адресован скорее тинейджерам, чем взрослым. Тем подросткам, которые уже не боятся спать с выключенным светом, но которым еще рано смотреть «Ведьму из Блэр». Ищущая молодежь лазейку, конечно, найдет, но на пользу кинотеатрам и прокату это не послужит. А жаль. Фильм действительно хороший, и посмотреть его стоит вне зависимости от корявого ограничения родного минкульта.
С 6 октября в кино.