Де Ниро снял этакую "антибондиану", где главный герой, вместо того чтобы стрелять с бедра и прыгать с парашютом, перманентно страдает. Преимущественно молча, без лишних слов, скупо и про себя. Ибо жизнь представшего перед нами успешного человека "романтической профессии" рушится на глазах, постепенно превращая его в робота на службе интересов государства. Этого страдающего робота сыграл Мэтт Дэймон, суперзвезда американского кино, актер огромного диапазона и -- несмотря на рекламную внешность -- интеллектуального склада.
Одним из самых значительных событий 57-го Берлинского кинофестиваля стал приезд съемочной группы фильма «Ложное искушение» /Good Shepherd, The/ (2006) – Мэтта Дэймона и Мартины Гедек во главе с Робертом Де Ниро, вновь рискнувшим выступить в качестве режиссера. Первая его картина, "Бронкская история" /Bronx Tale, A/ (1993), вышла в 1993 году. Получается, второй свой экзерсис Де Ниро вынашивал все эти годы. Оно и понятно: несмотря на небольшой режиссерский опыт, ему удалось вытянуть почти трехчасовую шпионскую сагу о судьбе некоего Эдварда Уилсона, американского разведчика, завербованного ЦРУ еще в нежном возрасте, после окончания Йельского университета.
- Мистер Дэймон, в последнее время вы все время играете каких-то инфернальных персонажей – стукачей, двойных агентов, осведомителей… И вот теперь – церэушник, да еще на протяжении 20 лет его жизни, от 18 до 40.
- Однако, заметьте, в "Ложном искушении" мой агент – одна из самых трагичных фигур; по крайней мере из сыгранных мною. Не дай бог оказаться в его шкуре, прельстившись романтическим ореолом профессии шпиона. В юности мне, как и всем молодым людям, казалось, что секретные агенты – люди особенные, облеченные тайной властью, позволяющей им буквально творить историю. На самом деле выяснилось, что они всего лишь жертвы истории, а не ее творцы. Что живут они в абсолютно ирреальном, обособленном и закрытом мире, не связанном с действительностью. Вместо судьбы у них – профессия, причем довольно-таки дьявольская, ведущая к полному оскудению души, к духовной смерти и расчеловечиванию.
- Звучит уж очень зловеще. Может, все не так страшно, как вы расписываете? У ЦРУ и ФБР, видимо, были свои заслуги: скажем, благополучное разрешение Карибского кризиса…
- После которого и началась так называемая гонка вооружений, а секретные службы стали получать астрономические суммы от правительства. Вот здесь-то и пригодился образ врага, то есть СССР, с которым мы долгое время пребывали в состоянии холодной войны.
- Эрик Рот, автор сценария этого фильма, основывался на реальных фактах деятельности разведуправления в 60-70-е годы?
- Еще бы! У него были эксперты – настоящие экс-шпионы, знающие о предмете не понаслышке. Кроме того, Эрик не вылезал из архивов. Там он и откопал сведения о прошлом разведшколы, которая начиналась с 17 сотрудников, а затем выросла до 29 тысяч.
- Вы сейчас не выдаете никаких секретов, это доступная информация?
- Вот уж не знаю! (Смеется.) Тема действительно скользкая. По крайней мере Буш-старший когда-то даже возглавлял ЦРУ. Нынешнему же президенту, как известно, "помог" выиграть выборы в 2004 году Джон Керри, заметная фигура в секретных службах.
- Вы, как и Де Ниро, придерживаетесь, естественно, левых взглядов?
- Ну а как вы думаете? Коль скоро я считаю себя интеллигентом, то, разумеется, всегда буду находиться в оппозиции к правительству. Нынешняя же ситуация в нашей стране заставляет меня краснеть. Надеюсь, однако, что следующие выборы Буш проиграет.
- И здесь вы с Де Ниро, видимо, сходитесь во взглядах?
- Надеюсь, что да. Иначе, зачем тогда ему был бы нужен этот фильм?
- Несмотря на то что вы переиграли множество отрицательных персонажей, выбор все равно неожиданный. У вас ведь такой благожелательный взгляд, облик честного, открытого человека.
- Такой, видимо, Роберту и был нужен. Честный человек в нечестных обстоятельствах.
- Вы уже слышали похвалы в свой адрес: филигранно, отменно, блестяще и прочее?
- О боже, нет ничего хуже этих похвал! Значит, моя игра заметна, а это скверно. Хорошая игра не должна быть видна: так умеет, скажем, Де Ниро. Он – гений нюансов. Кстати, поэтому с ним и как с режиссером интересно. Часами с нами сидел, отыгрывая каждую деталь. Насчет деталей он жуткий педант, жуткий! Ко всему прочему Роберт обожает копаться в образе, доискиваться до истины, объяснять нам все доподлинно – что, куда, зачем и откуда.
- А что, Скорсезе (у которого Дэймон только что сыграл в «Отступниках» /Departed, The/ (2006)) этого не делает?
- Какой там! Поди туда, повернись сюда, улыбка, стоп. У Скорсезе ты – кукла, марионетка, которую бог-режиссер дергает за ниточки, у Де Ниро – полноправный соавтор роли.
- Может, Скорсезе по-своему прав?
- Да, если быть объективным. Конечно, режиссер уровня Скорсезе – всегда стратег, для которого актер лишь средство выражения. Но актеру-то, поймите, скучно ходить как заведенному туда-сюда.
- В "Ложном искушении" есть сцена посвящения вашего героя… в масоны? Или я не так поняла?
- Ну что-то в этом роде. Хотя Де Ниро не конкретизировал – масоны это или нет. Некое тайное общество, скажем так. Причем это не выдумки. На самом деле разведчики были не только членами тайных обществ, но и выпускниками элитарных учебных заведений. К тому же должны были происходить из богатых семей. Такие, знаете ли, избранные: белые, богатые, посвященные, неустрашимые, прямо идущие к цели.
- Как агент 007?
- Вроде того. Вплоть до пародии.
- А вы хотели бы попробовать себя в качестве режиссера?
- (Уклончиво.) Ну, я пока обсуждаю эту возможность. С другой стороны, у меня нет никакой склонности к тираническому подавлению людей. Мне сложно заставлять кого-либо делать что-либо. К тому же сейчас мне предлагают много интересных ролей.
- Если бы вы родились лет на тридцать раньше, то застали бы великий период в истории американского кино? Тогда работали такие режиссеры, как Кубрик, Коппола и Скорсезе.
- Я до сих пор пересматриваю "Крестного отца" /Godfather, Тне/ (1972) и «Таксиста» /Taxi Driver/ (1976). И завидую Де Ниро – во всех смыслах, и в смысле его недосягаемых умений, и в смысле режиссерского везения.