Умная, интересная, интригующая, но одноразовая научно-фантастическая драма о налаживании контакта с причудливыми инопланетянами
На Землю внезапно прибывают 12 инопланетных космических кораблей, которые садятся в разных уголках планеты. Пришельцы не пытаются обратиться ко всему человечеству, но они вступают в контакт с учеными, командированными правительствами соответствующих стран. Чего они хотят? Ответ на этот вопрос должна найти выдающийся лингвист Луиза Бэнкс (Эми Адамс), которую направляют на временную военную базу, сооруженную в штате Монтана, неподалеку от инопланетного корабля. Пока Бэнкс и ее коллеги расшифровывают язык пришельцев и учат инопланетян своему языку, в мире накаляются политические и военные страсти. Все опасаются, что пришельцы готовятся к завоеванию планеты, или что та страна, с которой инопланетяне поделятся своими тайнами, станет гегемоном Земли.
Новая картина канадца Дени Вильнева («Пленницы», «Убийца») принадлежит к жанру, который никогда не выходит на первый план, но регулярно поставляет примечательные ленты. «Прибытие» – это интеллектуальная фантастика, которая стимулирует ум и воображение зрителей, а не животные инстинкты и земной патриотизм. В фильме есть экшен, но его так мало, что в сравнении с «Прибытием» «Солярис» Тарковского может показаться «Днем Независимости».
Когда критик видит такое кино после всех удачных и неудачных фантастических блокбастеров последнего времени, его душа отдыхает, а рука сама ставит картине высокую оценку. Но на то «Прибытие» и умное кино, чтобы оценивать его с умом, а не по воле профессионального инстинкта. А внимательный анализ ленты показывает, что она сейчас переоценена.
В чем состоит главная беда интеллектуального кино? Очевидно, в том, что это одноразовое зрелище. Получил порцию информации, переварил ее, и до свидания. Дальше эта информация варится в голове без помощи фильма. Как математики не перечитывают учебники алгебры, так и зрители не пересматривают фильмы, которые затрагивают лишь их умы.
Обойти эту проблему можно двумя способами. Можно снять настолько заковыристое кино, что в нем можно будет разобраться лишь после череды просмотров, а можно соединить интеллектуальную стимуляцию со стимуляцией эмоциональной. Потому что это как раз то, ради чего фильмы с удовольствием пересматривают.
Поначалу кажется, что «Прибытие» проблему одноразовости игнорирует. Картина с упоением смотрится, пока ждешь ответы на вопросы вроде «Как выглядят пришельцы?», «Как устроено их общение?», «Как Луиза подберет к ним ключик?» и «Во что все это выльется?». Но всякий раз, когда вдумываешься в увиденный фрагмент, ловишь себя на мысли, что не хочешь увидеть его вторично. Хотя дизайн пришельцев довольно изобретателен, и общаются они необычно и завораживающе красиво. Стильная картинка – это хорошо, но ее недостаточно на фоне плоских, примитивных характеров персонажей. Даже Луиза не кажется особенно интересной личностью, а все остальные герои – просто ожившие манекены.
Внезапно, когда повествование уже подходит к концу, лента разворачивается на 180 градусов в лучших традициях «Шестого чувства» и вводит в сюжет несколько новых идей, которые затрагивают не только зрительские умы, но и их чувства. Это поднимает «Прибытие» на уровень выше, делает Луизу запоминающимся персонажем и обеспечивает фильму сильный финал. Но такой «гол в раздевалку» проигрывает в сравнении с тем же «Солярисом», где аналогичные идеи вводятся в повествование намного раньше, и это позволяет их всесторонне рассмотреть и прочувствовать, а не просто констатировать. Да, вам будет что обсудить с друзьями или обдумать в одиночестве после завершения «Прибытия». Но вы вряд ли захотите пересмотреть картину. Если вы только не наслаждаетесь фильмами с Эми Адамс просто потому, что звезда присутствует в кадре.
С 11 ноября в кино.