Актриса Юлия Снигирь о Булгакове и Маргарите, безбилетном коте в трамвае, визуальных мирах и неснятом детективе.
О МОСКВЕ И БУЛГАКОВСКИХ МЕСТАХ
Я люблю этот город. Впервые оказалась здесь, когда мне было пять лет, и тогда еще решила, что хочу здесь жить. Родители посмеялись, подумали: что пятилетний ребенок может понимать? А мне кажется, что я в свои пять лет как-то правильно почувствовала город, хотя он был совсем другой, – тем не менее общий, как это модное слово… вайб?.. он все равно остался.
А место силы? Патриаршие пруды, утром, зимой. Наверное, вот это. Потому что вечер, лето – это ужас. А зимнее утро на Патриарших… есть в этом что-то, мистичность какая-то. Атмосферно очень. Мне нравится там бывать. И мы там снимали летом 2021-го – какое-то чудесное было время.
О РОМАНЕ «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Как и большинство читателей, я всегда больше любила части про Ершалаим, Иешуа и Понтия Пилата. Меня они совершенно очаровывали, казалось, я даже слышала запах розового масла, что описан в этих главах. И очень смешили истории про Воланда и его свиту, я это обожала. Самой скучной для меня оставалась история Мастера и Маргариты. Только готовясь к съемкам, я была вынуждена вчитаться, изучить ее добуквенно, причем и в предыдущих версиях романа тоже. И когда я поняла весь контекст, поняла, почему история была написана как мелодрама и какая трагедия за ней стояла, я полюбила ее по-настоящему.
Мы делали фильм как историю писателя, который пишет роман, как историю самого Булгакова. Это давало небольшое отстранение от книги «Мастер и Маргарита». Мне кажется, это прекрасный выход из положения. Он развязывает руки в кусках фантазийных, где можно не объяснять каждую букву, все, что происходит, тем более что физически это просто невозможно. Вот есть кот в трамвае. Едет. Без билета. И ему говорят, что он без билета. И это данность, мир так устроен, что кот ездит в трамвае. Это давало и психологическую свободу, но все равно было страшно из-за всеобщего осуждения, мол, зачем вы это трогаете. Но и любопытно настолько, что отказаться невозможно, поэтому мы решились и сделали.
О ВЕДЬМИНСКОМ В МАРГАРИТЕ
Елену Сергеевну Шиловскую, жену Булгакова и прообраз Маргариты, действительно называли ведьмой. Но почему? Был такой анекдот, что когда она добивалась печати романа «Мастер и Маргарита», то разговаривала по телефону с человеком, который принимал решения в издательстве. Он согласился на встречу, и она оказалась в его кабинете буквально через несколько минут. И когда он потрясенный спросил, как ей это удалось, она сказала: «Я долетела на метле». Или история про то, как она приснилась Элему Климову (он должен был снимать по роману) и сказала, что фильма не будет, – и фильма не было. И так далее.
Продолжение интервью читайте на страницах Printed.