Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneRHUrosfN7 Okko Okko
Интервью

Юрий Чернов: «Они нас не любят…»

Юрий Чернов, артист театра и кино, исполнитель ролей в фильмах "Доживем до понедельника", "Маяковский смеется", "Деревенский детектив", "Карнавал", "Приключения Электроника" и других...

Добавить в закладки
Юрий Чернов: «Они нас не любят...»

Говорят, к серьезному кино и театру интерес падает. Люди хотят развлечений. Так ли это?

Те, у кого деньги, сегодня правят бал, они заказывают музыку – легкую, необременительную. Другую они не хотят слушать и никогда не услышат, они уже глухие.
Продюсеры, режиссеры, ассистенты режиссеров – никто не ходит в театры. Молодые девочки-ассистентки ни одного актера старшего поколения вообще не знают. Актерские агентства, которых развелось сейчас множество, занимаются единицами. Кого-то один-два раза сняли, их и предлагают.
А что касается жанра, в котором мне хотелось бы работать, то никто таким вопросом даже интересоваться не будет. Например, в антрепризе Наума Брода в спектакле "А-ля фуршет со святой водой" я играю доброго, беззащитного человека.

Существует мнение, что положительный герой скучен, неинтересен. Зрителю нужно кого-нибудь позлее, покруче.

Может быть. Нет у нас сейчас такого персонажа, которого когда-то играл Александр Демьяненко. А он был многим нужен. Нет героев Георгия Вицина, Юрия Никулина. Сколько режиссеров, которые когда-то снимали прекрасные фильмы, сейчас сидят без дела, нищие! Мы, артисты, еще можем как-то существовать. У нас все-таки есть фестивали, концерты, гастроли, спектакли.

Мне рассказывали, что сценарий "Луной был полон сад" писался с расчетом на конкретных актеров – Юрия Никулина и Зиновия Гердта. Но так и не успели их снять.

Я как-то смотрел филатовскую передачу "Чтобы помнили", где шла речь об Инне Гулая, о фильме "Когда деревья были большими". Вспомните, какие там герои, какие персонажи! Где сейчас нечто подобное? Нет. Я хотел бы сыграть похожую судьбу. И не только я – многие актеры хотят сыграть жизнь нормального человека. Не убийцу, не мафиози, без заламывания рук и пускания крови. Хотят рассказать о человеке через нашу повседневность. Что может быть интереснее и сложнее человеческих отношений, простых, житейских, домашних проблем?

Почему же именно это и не снимают?

Сейчас уничтожают дух, уничтожают российскую традицию. Приехали мы в Мезень и в аэропорту в киоске увидели фотографию Бритни Спирс. Ну, кому, спрашивается, она там нужна – русским бабушкам и дедушкам?
Открываю журнал "7 дней". На весь журнал одно-два интервью с российскими артистами, а остальное – все звезды, поп-звезды, информация преимущественно про зарубежное кино. Почему? Кому это надо? Кому-то, значит, надо.

Прокат зарабатывает прежде всего на показе американских фильмов.

Сейчас у всех душа болит о том, как бы больше денег заработать. Подешевле снять и лучше продать. Зарабатывают, а наш кинематограф уже уничтожили.
В рамках кинофестиваля "Созвездие" всегда проходят концерты "Товарищ кино". Выходят актеры, актрисы, которые были когда-то нашими звездами. Их все знали, их фотографии были в каждом доме: Зинаида Кириенко, Татьяна Конюхова, Евгений Матвеев… И рядом с ними на сцену выходят молодые ребята. И тех, и других мало кто знает, если актер не снялся в каком-нибудь модном сериале.

И прокат был другим. Были всесоюзные премьеры. Можно сказать, была неплохая реклама по радио, телевидению. Как все любили "Кинопанораму"!

Этим надо заниматься и сейчас. Время такое. Рыночные взаимоотношения начались. Все понятно. Тогда делайте рекламу своим актерам, давайте нам дорогу, пропагандируйте наше кино. Помогайте, развивайте свое производство, свою индустрию, а не крутите западные подделки.

Создавать и творить – это же усилия.

У меня иногда бывает ощущение, что некоторые наши продюсеры думают: "Зачем я буду деньги платить российскому артисту? Кто он такой, чтобы вынимать ему деньги из своего кармана? Лучше я куплю зарубежное кино, буду его прокатывать и иметь с этого денег гораздо больше".
Они, наши продюсеры, нас не любят. Они не дорожат нами. Если продюсер снимает кино, он набирает людей, которые ему либо выгодны, либо для чего-то нужны.
В 90-е годы я не снимался в кино. Но моя актерская жизнь на этом не закончилась. Есть антрепризы. И слава Богу, что они есть и дают возможность проявить себя в разных качествах. Сейчас у актеров появилась возможность выбирать и предлагать себя. Главное – быть в форме. Если ты в рабочем состоянии, если ты захочешь, то можешь найти спонсоров и сделать спектакль.
У многих актеров, моих коллег, проблема одна: сегодня тебя не замечают, а завтра ты снялся в каком-то удачном фильме, и все сразу вспомнили твои прежние заслуги. А где же вы были позавчера, когда я был молод? Я так же работал. Что же вы меня тогда не снимали? Ах, надобности не было? Так вот, хорошо бы сделать так, чтобы надобность была всегда, каждый день.
Я понимаю, что все актеры не могут быть одновременно востребованы. Тогда хотя бы не забывайте.

Просто нужны условия, чтобы чтобы у каждого вида искусства была своя ниша, свой зритель. Хуже всего, когда культура начинает ориентироваться на усредненные образцы масскультуры.

Американское кино какое? – посмотрел и забыл. Ни сострадания, ни переживания к главным героям. Я как-то вечером зову дочку – ей пора спать, а она говорит: "Подожди, пап, сейчас тут одного убьют, и пойду". Получается, что дети воспринимают убийство в кино нормально.
Какое же кино мы должны сейчас снимать, чтобы заинтересовать молодых людей без крови, без убийства? Чем мы можем их взять? Вот этих наших детей, которые только и смотрят ужастики, телепузиков, симпсонов?
Вспомните, на чем выросли мы? Какие сказки смотрели! В них были и драки, и убийства, и зло. Но добро побеждало. Герой совершал нравственный поступок и только после этого получал принцессу. Сейчас фильм начинается с кровопролития и заканчивается тем же.
Была на телевидении передача "Колесо истории" Я принимал в ней участие. Судьба этой передачи оказалась банальной. Шла, шла, шла – и не оказалось у спонсоров денег. Передачу сняли. А другие передачи, бездарные, не несущие ничего познавательного, показывают. На них деньги находят. Передачу об истории России сняли. Был в той передаче такой вопрос: "Каких русских сказочных персонажей вы знаете?" В студии – тишина. Уже забыли, кто такой Илья Муромец, Добрыня Никитич, Соловей-Разбойник, Баба-Яга. Где эти сказки?
20 лет назад я снимался в последней сказке – "Там, на неведомых дорожках", где были и Баба-Яга, и Кощей Бессмертный. 20 лет назад! В 81-м или в 82-м году она вышла на экран. Дети эти сказки не увидят. Потому что копий нет. Нет денег, чтобы их отпечатать. В Архангельске на встрече с артистами в зале сидела девочка, которая первый раз видела кино на большом экране.

Это типичная ситуация для нашего времени. Кино знают по телевидению. Хранитель коллекции Госфильмофонда Владимир Юрьевич Дмитриев считает, что так смотреть кино – все равно, что изучать историю живописи по почтовым маркам.

Если девочка кино не видела, то о театре и спрашивать нечего.
Что происходит, когда живые артисты играют на сцене или когда в зрительном зале смотришь на большой экран? Формируется особое восприятие. Ты сидишь в зале, рядом с тобой сидит знакомый или незнакомый человек, впереди и сзади чужие дядьки и тетки, и мы все вместе смотрим на сцену или экран и переживаем за героя. Это было какое-то единение, внутреннее движение души. Приходят разные люди и начинают в унисон слушать, дышать, реагировать, смеяться, сопереживать вместе с героями.
Кто может сейчас в российской глубинке позволить себе пойти на гастрольный спектакль? Сейчас все дорого и должно окупаться.
Мы прилетели в Благовещенск. Нас встречал человек не из управления культуры, а просто богатый человек, у которого больной ребенок. Он говорит: "Я хочу, чтобы мой ребенок видел хорошие спектакли, чтобы он знал наших российских актеров. Я не хочу уезжать из России, я хочу здесь жить". Этому человеку можно сказать спасибо за то, что он нас, российских артистов, любит и ценит. Но таких пока мало. Большинство строит себе дачи, держит деньги в банке.

На дачи нынче, говорят, актеров приглашают.

Это тоже сейчас практикуется. Еще как! В моде домашние спектакли. Замечательный актер Георгий Штиль рассказывал мне, что он играет спектакль в каком-то питерском ресторане. По-моему, пьесу Луначарского о временах НЭПа: один к одному ложится на сегодняшний день. В ресторане, понимаешь? Приходят люди поужинать – и тут же тебе театральное действие, да еще народные артисты. Одни зарабатывают деньги, другие совмещают приятное с полезным: поужинали и на артистов посмотрели.

Одним словом, потребительское отношение.

Актеры… Смотрели мы фильмы, в которых снимались Жаров, Ильинский, Кторов – это были такие глыбы! Что ни образ, что ни характер, то сочный, мощный колорит. Сейчас же все актеры пластичные, органичные, но за этим больше ничего нет. Раньше какие были величины: Раневская, Крючков, Андреев, Алейников! Они так произносили слова с экрана, что мы о них вспоминаем и полвека спустя.
Мало кто из современных режиссеров умеет работать с актером. Откуда возьмется сила характера, перевоплощение? Никто не знает, что такое сверхзадача. Друг за другом говорят свой текст – вот и вся игра.
Раньше были фильмы, которые люди смотрели без конца. Фразы разлетались, как поговорки. А сейчас у нас только одну крылатую фразу и повторяют: "Ну, вы, блин, даете". Всё. Когда-то мы хотели быть похожими на одного, второго, третьего киногероя. Это же, правда, были герои! А сейчас с кого брать пример? Мы учились мастерству у Сергея Филиппова, Сергея Мартинсона, Эраста Гарина. Где сейчас такие? Самое обидное, что они есть, но их не снимают.

А если и снимают, фильмы остаются не увиденными, "Барышня-крестьянка" Алексея Сахарова, например.

Я люблю эту картину. Именно в то время, когда пошла вся эта порнография, Алексей Сахаров снял очень светлое кино. Если бы "Барышню-крестьянку" прокрутили по всем кинотеатрам, как в старое время, то это был бы национальный фильм.
Вот режиссер, какой не помню, привез на "Киношок" свой новый фильм. На протяжении всего фильма персонажи разговаривали сплошным матом. Закончился просмотр, и я думаю: "Хоть один из критиков выскажется по этому поводу?". Картина была снята на киностудии детских и юношеских фильмов им. А.М.Горького. На студии, где снимались шедевры нашего кинематографа! Ни один человек не сказал: "Что же это за безобразие! Кому мы это будем показывать? Нашим детям?" Уже никого не волнует – мат и мат. А "Барышню-крестьянку" не все приняли, потому что в фильме не было поиска нового киноязыка.

Что же нужно, чтобы все наладилось?

Очень важно понять: у нас все есть для работы. И прекрасные режиссеры, и прекрасные актеры. Хорошие драматурги. Есть традиция. Но искусству, культуре всегда требовалась помощь. Нужны меценаты, государственная поддержка. Нужно поддерживать друг друга.
 

Текст: Татьяна Москвина-Ященко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?