Повзрослевшая и посерьезневшая версия подросткового «Крика» о маньяках-преследователях напрочь лишена юмора, привлекательности героев и способности цеплять внимание
XXI век – век преследования. Небольшой полицейский отдел, состоящий всего из шести детективов, охраняет Лос-Анджелес от преследователей самого разного калибра, начиная с банальных подглядывальщиков в окна и заканчивая жестокими маньяками, одержимыми слежкой. Детектив Джек Ларсен прибыл в ЛА из Нью-Йорка, где много лет проработал оперативником. Его хватка и умение распутывать самые запутанные преступления должны помочь лейтенанту Бет Дэвис справиться с несколькими страшными преступлениями, произошедшими на вверенной ей территории в последние дни. Самое сложное теперь – справиться с собственными маниями и фобиями, которые неизбежно сказываются на работе следователей.
Американцы находятся под постоянным присмотром. И следит за ними не государство, не тысячи маленьких безымянных «эдвардов сноуденов» (хотя и они, конечно, тоже), а сотни, тысячи, миллионы скрытых маньяков – одноклассников, сослуживцев, соседей по пригороду и коллег по совместному занятию фитнесом. Так, по крайне мере, утверждает эпиграф к новому сериалу CBS «Сталкер», рассказу о противодействии полиции преследователям.
Зацикленные на «прайваси» американцы действительно боятся преследователей и в самом деле терпят от них неудобства: согласитесь, письма с угрозами, подброшенные фото с результатами слежки, следы вокруг дома и внутри жилища, да даже просто неизвестный с надвинутой на глаза бейсболкой или капюшоном могут вывести из равновесия. Оказывается, для борьбы с этим хулиганством, нередко перетекающим в более тяжкие преступления, в полицейских отделах создаются даже специальные подразделения, расследующие незаконные преследования и нежелательное соседство. На волне постоянного интереса к процедуралам, а также пользуясь тем, что телевидение сегодня стало необыкновенно откровенным в демонстрации жестокости, сценарист «Крика», «Факультета» и сериала «Последователи» Кевин Уильямсон взялся живописать будни скромного коллектива детективов, разрешающего проблемы параноиков и жертв так называемых «сталкеров» – преследователей, перешедших границу простого интереса к своей жертве.
Конечно, история была бы слишком скучна, если бы детективы просто сидели в офисе и отслеживали, кто чаще заходит к потенциальной жертве на страницу в Facebook, поэтому маньяки в сериале показаны такие, чтобы зрителю некогда было зевать – в первом эпизоде сериала за девушками охотится поджигатель, далее нас ждут похититель детей и оскорбленный подчиненный из бывших военных. Трупы на экране появляются даже чаще, чем в иных сериях «Места преступления». Но дело даже не в трупах – сериал нагнетает истерию, осознание того, что ты не один даже в своей спальне, что следить за тобой может кто угодно, и черт знает что там у него на уме – сделать вам предложение или всадить нож в сердце.
Однако же, для того чтобы как-то выделяться на фоне коллег-конкурентов, нужно иметь нечто большее, чем оригинально заявленная тема, тем более что расследование действий сталкера неизбежно выльется в обычную полицейскую историю, коими пестрит экран ТВ. Что может предъявить «Сталкер»? Увы, ничего серьезного. В первую очередь шоу категорически не повезло с актерами – Дилан МакДермотт отчаянно не умеет быть первым лицом сериала, слишком уж односторонний это актер, диапазон которого давно известен и практически не изменяется, а Мэгги Кью в «Сталкере» категорически бесцветна, на ее лице словно написано: «Меня здесь держат силой. Вызовите, пожалуйста, полицию». Не слишком много оптимизма на светлое будущее шоу внушает и то, что у сериала нет четко выстроенной горизонтальной линии. У героини Кью есть страшная тайна в прошлом и юный безобидный преследователь, а персонаж МакДермотта ищет способы воссоединения с семьей, бежавшей от его выходок в Нью-Йорке, но этого недостаточно, чтобы подвесить зрителей на крючок. Не балует сериал и юмором – кроме шутки о Скарлетт Йоханссон, и вспомнить нечего.
По первому эпизоду трудно прогнозировать «Сталкеру» легкую пробежку по эфиру в течение сезона и беспроблемное продление. Пока выброшенные авторами карты – актеры, истории и нарратив – на козыри не тянут. Посмотрим, есть ли у создателей тузы в рукаве на ближайшие пару-тройку серий, однако мысленно уже готовимся пересесть за соседний столик с более живеньким крупье.