
Говорить про "Самаритянку" совершенно не хочется, потому что любой должен бы самостоятельно разобраться. Но есть предчувствие, что даже самая преданная публика Ким Ки-Дука (даже отцеженная от публики "Человека-паука" или "Секса в большом городе") после этого фильма немножко прогнется под тяжестью напрашивающихся разборок...
Говорить про "Самаритянку" совершенно не хочется, потому что любой должен бы самостоятельно разобраться. Но есть предчувствие, что даже самая преданная публика Ким Ки-Дука (даже отцеженная от публики "Человека-паука" или "Секса в большом городе") после этого фильма немножко прогнется под тяжестью напрашивающихся разборок.
Тем более, Ким Ки-Дук на словах дает такое разрешение: "Глазами мужчины, который мог бы оказаться на их месте, я старался проследить болезненные мысли отцов, чьи любимые дочери становятся в наше время проститутками", "Если что-нибудь ценное для нас оскверняется, нам не следует закрывать на это глаза". Публика после фильма так же может уехать в частности, в ощущения и в молчание, только бы не касаться смысла. Только разрешает ли фильм, без слов Ким Ки-Дука, куда-нибудь уехать? Разве он сам не коснулся всего, без исключения, в современности, если даже в Берлине, на другом конце света, она прогнулась под ним чисто бессознательно ("Самаритянка" получила на Берлинале лишь приз за режиссуру)?
Законы современности:
Зависть
"Самаритянка" – абсолютно анархистское кино. Оно абсолютно не против секса "как первопричины всех наших прегрешений", как было еще в "Весна, лето, осень, зима… и снова весна" – оно его просто не показало, принимая за правду, которую все знают – и больше не ограничивается протестом против одной лишь "мужской цивилизации". "Самаритянка" протестует против цивилизации как таковой – с "государством", "общественным мнением", "семейными ценностями". На бессловесном уровне об этом свидетельствует красота вообще, естественность красоты, достигнутая Ким Ки-Дуком на сей раз не в углу буддистского монастыря, не в безадресной и безвременной выгородке, как было в опять же "Весна, лето, осень, зима… и снова весна". Теперь красота естественна повсеместно – в современном городе Сеуле, на сельской бензоколонке, над "Маздами" и "Тойотами" под листопадом, в грязной дорожной луже, куда стекаются мозги самоубийцы, до такой сумасшедшей степени раскаявшегося во лжи. Красота – единственный защитник всего живого, немертвого, а Ким Ки-Дук при этом – Фассбиндер наших дней