Что может быть интереснее для обывателя, чем заглянуть в такие места, куда попасть ему в своей реальной жизни вряд ли когда-то удастся
Для первого посещения Белого дома мы выбрали картину, о которой сейчас вспоминают довольно редко. Политический триллер Джона Франкенхаймера «Семь дней в мае» имел несчастье выйти в один год с кубриковским «Доктором Стрейнджлавом» и растворился в его тени, а между тем картина у автора «Кандидата от Манчжурии» получилась яркая и достойная внимания. Берт Ланкастер, Кирк Дуглас и Ава Гарднер разыграли воображаемую драму попытки захвата власти в стране военными, где утрачивающего поддержку народа президента задумал сместить генерал ВВС. Сейчас такое кино превратилось бы в экшен-аттракцион, но полвека назад Франкенхаймер снял разговорный фильм, действие которого проходит за стенами Белого дома.
Когда на главенство в государстве претендуют военные, это ситуация опасная, но понятная. Когда угроза исходит из космоса от дурно пахнущих пришельцев, здесь уже не до разговоров, садись в истребитель и дави на гашетку. Белому дому в «Дне Независимости» не позавидуешь, не успели мы познакомиться с его обитателями, как инопланетный корабль навел на него свой испепеляющий луч и превратил в руины. С этого фильма за Роландом Эммерихом закрепилась слава главного крушителя в Голливуде, в последующих его картинах Белый дом смывался волной гигантского цунами, покрывался снегом и льдом и становился мишенью террористической атаки. И все-таки зрители продолжают ждать возвращения в Белый дом президента Уитмора, бодро гонявшего инопланетян на своем самолете.
Стрельба стрельбой, но современные захватнические войны вполне можно вести, не прибегая к оружию. В своем фильме «Плутовство» блистательный Барри Левинсон продемонстрировал, как с помощью маленькой победоносной «виртуальной» войны можно вернуть президенту утраченное доверие населения. Почему «виртуальной»? Да потому что герои Роберта Де Ниро и Дастина Хоффмана заварушку в Албании, из которой с честью выходят американские войска, просто выдумали, а с помощью имеющихся у них средств легко сумели внедрить мысли об успехах президента в умы избирателей. Одна из лучших комедий о триумфе медиа над здравым смыслом стала настоящим учебником для молодых политических манипуляторов.
Телевидение такую тему тоже не смогло обойти стороной, время от времени касаясь высоких политических тем. Перелом наступил с появлением на канале HBO сериала «Западное крыло», рассказывающего о работе администрации вымышленного президента США, роль которого исполнил Мартин Шин. Поскольку сценаристом и продюсером шоу выступил знаменитый Аарон Соркин, в качестве продукта сомнений быть не может – сериал заслуженно стал одним из самых награждаемых в истории американского телевидения, а уж какая это энциклопедия быта и рабочих будней внутри Белого дома, и говорить не приходится. Все, что вы хотели знать о жизни американской политической верхушки, здесь, в семи сезонах «Западного крыла».
Не обошлось без Белого дома и в комикс-экранизациях. А как же, на страницах графических новелл персонажи часто спасают президента, получают из его рук награды, а то и сами забираются в кресло главы государства. Из всех картин, которые своих персонажей отправляют в резиденцию президента США, мы выбрали второй фильм франшизы «Люди Икс» за открывающую картину эффектную сцену проникновения мутантов в святая святых американской секретной службы – Овальный кабинет. В дальнейшем мутанты оказывались в Белом доме не раз: кто-то с добрыми намерениями, кто-то с не очень, но всегда такие посещения оказывались ключевыми для развития сюжета.
В 2013 году на киношную цитадель главы государства Голливуд умудрился организовать сразу три нападения – Джон Чу подменил президента в «G.I. Joe: Бросок кобры 2», Роланд Эммерих отправил на «Штурм Белого дома» целую армию наемников, но дальше всех пошел Антуан Фукуа, в его «Падении Олимпа» особняк захватили корейцы! Нам больше других пришелся по душе именно третий вариант. Не из любви к корейской моркови, а только из-за радости видеть старомодный экшен, который не стыдно поставить в один ряд с «Крепким орешком». Джарард Батлер дает здесь настоящего Джона МакЛейна, только попавшего не в небоскреб Накатоми, а в катакомбы цокольных этажей Белого дома. И у него есть автомат, хо-хо-хо!
Как выглядит Белый дом снаружи, знает каждый, как он выглядит изнутри, лучше всех знает даже не президент, а его прислуга. Драма «Дворецкий» стала одним из ярчайших событий кинематографа в прошедшем году, но, увы, была полностью проигнорирована в России. Режиссер «Сокровища» Ли Дэниелс через историю одного из работников резиденции американских президентов сумел рассказать сразу о восьми хозяевах Белого дома. Блестящий актерский состав, отмеченный множеством призов, демонстрирующий самые яркие радостные и трагические события последних нескольких десятков лет глазами тех, кто незримо присутствует там, где доводится побывать лишь единицам, – это ли не лучший путеводитель по Белому дому, открытому, но при этом остающемуся полным тайн.