В триллере "Заложница" Лиам Нисон истребляет албанских торговцев женщинами, проявляет радостную неполиткорректность и напоминает о том, что он -- звезда боевиков.
Брайан (Лиам Нисон) – когда-то сотрудник контрразведки, а ныне разведенный холостяк на пенсии, потягивает пивко с однополчанами, подрабатывает в лос-анджелесском ЧОПе, ругается с бывшей женой и обожает свою дочь – семнадцатилетнюю бестолочь Ким (Мэгги Грэйс). Как и всякий спецслужбист, имевший дело с изнанкой окружающей действительности, Брайан всюду ищет прорехи в безопасности, и сразу встает на вахту, когда дочка улетает на каникулы в Европу. Озабоченность оказалась не напрасной: в Париже барышню похищает албанская мафия и продает в секс-рабство. У Брайана в запасе несколько часов, чтобы перелететь через океан, освободить любимое чадо, начинить негодяев свинцом и набить нужным людям морду.
Пугливым в глубине души янки Европа всегда представлялась криминальным луна-парком, где местные жители с песьими головами говорят на непонятном языке и мечтают поживиться долларами. В связи с «Заложницей» /Taken/ (2008) и городом Парижем – наиболее удручающей, как известно, прорехой в безопасности американских граждан за рубежом – на память приходит «Неистовый» /Frantic/ (1988) с Харрисоном Фордом, один из лучших экшнов на эту тему. Но герой Форда был скорее пассивной жертвой, несчастным обывателем, вынужденным проявлять смелость в экстремальных обстоятельствах. А тот феерический бардак, который устраивает в столице Франции герой Нисона, напоминает скорее акцию международного возмездия, как если бы американский линкор вошел в Сену и начал палить по романтическим набережным прямой наводкой за то, что эти трусы не поддержали войну в Ираке. Понятна озабоченность местных спецслужб, уже наладивших нежные отношения с албанской мафией, и мечтающих поскорее выдворить из страны этого типа. И тоже получающих по морде.
Самое удивительное, что "Заложница" – французский фильм, придуманный и продюсированный Люком Бессоном, европейским кинофабрикантом, играющим по голливудским правилам и продолжающим двигать в люди свою главную находку – Пьера Мореля, отличного оператора («Война» /War/ (2007), «Перевозчик» /Transporter, The/ (2002)) и режиссера-самородка, снявшего для него «13-й район» /Banlieue 13/ (2004). Только представьте, в какую предсказуемую скуку вылилась бы история с американскими заложниками, возьмись за нее по другую сторону Атлантики какая-нибудь большая студия с раздутым штатом и продуманным маркетингом. Здесь же каждые три минуты экран украшает какое-нибудь беспардонное, виртуозное насилие, хруст шейных позвонков, визг тормозов, грохот выстрелов и радостное отсутствие политкорректности. И все, заметьте, упаковано в какие-то полтора часа – старый добрый семидесятнический формат, уважающий терпение зрителей. Про пищу для ума тоже не забыли: албанских негодяев герой, применяя методы дедукции, отыскивает практически с нуля, цепляясь, как Шерлок Холомс, за ниточку, застрявшую в разбитом зеркале.
Но главным сюрпризом фильма оказался все-таки Нисон, чьи уникальные внешние данные можно эксплуатировать в диапазоне от ирландских святых до злобных шизофреников, однако последние десять лет святым на Нисона везло почему-то больше. Вышедший еще до «Списка Шиндлера» /Schindler's List/ (1993) детектив «Под подозрением» /Under suspicion/ (1991) был, кажется, чуть ли не последним в его карьере полноценным триллером. "Заложница" заставила вспомнить, что этот флегматичный ирландец – настоящая звезда экшна: когда человек с таким добрым, задумчивым лицом полтора часа кряду делает людям больно это само по себе является отличным шоу.
На этом уик-энде за таким шоу нужно ходить не на беспомощные американские триллеры, а французский триллер про американцев.