Полная страстей и тревог эмоциональная драма из жизни двух старшеклассниц медленно запрягает, но стремительно мчится к яркому и очень красноречивому финалу
В класс семнадцатилетней Шарли приходит новенькая – бойкая и довольно бесцеремонная Сара. Девушки быстро сближаются, оказывается, их связывают общие проблемы дома, в школе и в отношениях с парнями. Но сколь быстро произошло сближение, столь скоро случился разрыв, Сара начинает манипулировать неуверенной мнительной Шарли, часто переходя рамки приличия. Никакие выяснения отношений не помогают, девушки превращаются в соперниц и злейших врагов, в ход идут самые подлые приемы. Быстротечная яркая дружба и влюбленность, обернувшаяся ненавистью, приводят к страшному финалу.
Совмещение актерской и режиссерской карьеры даже для самого талантливого человека задача не из простых. Удачных примеров история знает не так уж много, а уж женщин, которые одинаково ярко работают по обе стороны камеры, и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки. Для российского зрителя «раздвоение» кинематографической сути Мелани Лоран три года назад прошло незамеченным, ее дебютная режиссерская работа прошла в России только в рамках фестивальных показов. Сейчас же заинтересованный зритель может убедиться воочию: из Лоран получился интересный постановщик, с весьма специфичным, женским взглядом на психологию отношений, но не слишком склонный к сглаживанию углов.
Если в своей первой ленте «Родные» Лоран берется распутывать сложный клубок взаимоотношений внутри семьи, состоящей из трех женщин, в которую вклинивается мужчина, то теперь на первом плане настоящая дуэль двух совсем юных девушек, жадно пьющих воздух взросления, подходящих к каждой минуте, проживаемой ими, со всем возможным максимализмом, летящих на пределе эмоций и чувств. Снова сильные, яркие характеры, снова тайны и скелеты в шкафах, снова борьба за внимание и проверка человеческих качеств. Лоран выбрала интересную тему и, совершенно очевидно, погрузилась в нее с головой, столь живых фильмов о конфликтах в подростковой среде навскидку вспомнить много не получится.
Зрителя не должны пугать гомосексуальные намеки синопсиса и тот факт, что каннское жюри отметило ленту в числе претендентов на премию за освещение в кино ЛГБТ-темы, «Я дышу» – это совсем не «Жизнь Адель», работа Лоран целомудренна на фоне ее более откровенных коллег. Да и на своих героинь режиссер смотрит под совсем иным углом, автору интересно, на каком этапе искренняя бескорыстная дружба перерастает в желание пользоваться друг другом, бессовестное и беспощадное. С этой грани рассказа «Я дышу» выглядит психологическим триллером, в семье Шарли, где не все спокойно в отношении родителей, возникает девочка с улицы, которая привлекает внимание, активно вмешивается в события и едва не вытесняет все остальное на периферию жизни. Нет, Сара не порубит семью Шарли на куски темной ночью, она действует иначе, ее слова и поступки бьют опосредованно и своей цели достигают иным путем.
Впрочем, образ обоих героинь совсем не однозначен – распределение ролей «палач» и «жертва», возможно, не слишком очевидно, но меняется ото дня ко дню. Водоворот событий, разворачивающихся после довольно тягучего, но необходимого вступления, захватывает и не отпускает до самой развязки, неожиданно жесткой и пессимистичной. Не без огрехов, не без легких провалов в динамике и небольших затянутостей, но Мелани Лоран провела сеанс психотерапии и подвела яркую черту под своей мыслью: «Слишком яркие чувства могут сжечь, а невозможность простить может убить».
Лоран очень повезло с исполнительницами главных ролей, обычно такое подростковое кино либо делает актеров звездами одного фильма, либо открывает талант, способный радовать долгие годы. Полагаем, что Жозефин Джепи и Лу де Лааж ожидает второе, обе показали себя очень способными ученицами многоплановой и не чурающейся экспериментов Лоран. Весь спектр эмоций, множество переживаний, конфликты и примирения даются девушкам одинаково легко, а разорваться между ними со своими симпатиями зрителю будет очень сложно. В довершение этих похвал отдельного упоминания заслуживает и операторская работа Арно Потье – картинка получилась насыщенной, густой, богатой деталями, а это неизменно положительно влияет на зрителя, кадр буквально затягивает внутрь даже тогда, когда сюжет искрит страстями.
Французское кино, не боящееся экспериментов, получает отдачу от своих вложений в развитие отечественных режиссеров и актеров. Нашим деятелям от искусства стоило бы обратить внимание на этот благостный опыт. Возможно, нечто схожее по качеству, тематике и страстности с «Я дышу» мы вполне можем выпускать в прокат, но у нас это явления единичные, тогда как для Франции это индустрия высокого уровня. Мелани Лоран, очевидно, ожидает большое будущее, а ее смелость и профессионализм заслуживают зрительских симпатий.