В политическом триллере Романа Полански многообещающая завязка перевешивает разгадку, но не отменяет «Серебряного Медведя» за режиссуру, каким фильм наградили на прошлом Берлинском кинофестивале.
По-нашему «литературный негр», по-английски — «писатель-призрак» берется привести в чувство автобиографию бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга после того, как предыдущий «призрак» при загадочных обстоятельствах покончил с собой. Он приезжает в уединенный загородный дом, чтобы в обстановке секретности поработать над текстом, но тут Лэнга объявляют военным преступником и грозят международным судом.
Триллер — жанр для Полански родной. Сочетание мистики, психологического прессинга и игры-головоломки всегда были его сильными козырями. Он умеет создать в кадре ощущение места, где происходят значительные вещи так, что каждая деталь и слово оказываются нагружены не проговоренным до поры смыслом.
Пока «Призрак» /Ghost Writer, The/ (2010) остается в пределах таких давящих неопределенностей, все получается очень здорово. Дождь, туман, полумрак, почти монохромная картинка. Одинокий дом на берегу моря оказывается центром мировых интриг, сфокусированных на британском экс-премьере (холеный и властный Пирс Броснан играет очевидную отсылку к Тони Блэру).
Полански удалось создать ощущение, что вас пустили за кулису, где в камерной обстановке принимаются исторические решения и происходят глобальные катастрофы. Герой МакГрегора бродит здесь действительно как призрак, который вроде как есть, а вроде и нет. Но оставаться наблюдателем-медиумом он долго не сможет и все же попытается включиться в игру в качестве реального персонажа. И хотя этой пешке едва ли под силу пробиться в ферзи, ее метания по шахматной доске собственно и составят сюжетный маршрут.
Тщательно выстроенная атмосфера гнетущих секретов начнет развеиваться примерно к середине фильма. Примечательно, что, как и в «Девятых вратах» /Ninth Gate, The/ (1999), основным фабульным двигателем становится разгадка книжного шифра, удручающе тривиального, к слову.
Банальности, неизбежные для политического бестселлера, литературная жизнь которого рассчитана на яркий, но короткий скандальный эффект, перекочевали в фильм и, в конце концов, чуть не погубили его. Хорошо, что хоть точку в этой надуманной интриге Полански поставил решительно и жестоко.