Выходящий в прокат фильм «Тупой и еще тупее 2» отстает от своего прародителя на долгие двадцать лет, но это отнюдь не рекорд
Большие студии и крупные продюсеры любят франшизы, поэтому о начале работы над сиквелом удачного фильма зачастую объявляется еще до появления оригинала на экранах. Однако так бывает не всегда, иногда между первым фильмом и вторым проходят годы и даже десятилетия. Выходящий в прокат фильм «Тупой и еще тупее 2» отстает от своего прародителя на долгие двадцать лет, но это отнюдь не рекорд. Мы вспомнили еще полтора десятка картин, продолжения которых пришлось ждать очень долго, а стоили ли они наших ожиданий, судить вам.
«Терминатор 2: Судный день», 7 лет
Сегодня семилетний промежуток между сиквелами не кажется чем-то сверхъестественным, графики актеров и режиссеров настолько уплотнились, что сложно находить место даже для самых значимых проектов. Но мы начали свой список с «Терминатора» вовсе не из-за умопомрачительного временного расстояния между сериями (между вторым и третьим фильмами прошло и вовсе 12 лет), а из-за того рывка в качестве спецэффектов, который произошел за период с 1984 года по 1991-й. Мощности компьютеров за семь лет выросли в сотни и тысячи раз, что позволило Джеймсу Кэмерону воплотить на экране то, что ранее ему было недоступно. Пусть между двумя фильмами о роботе из будущего прошло не так много лет, но это оказались годы перемены эпохи.
«Кинг Конг жив», 10 лет
Несмотря на то что в США фильмы Джона Гиллермина о Кинг Конге разделяло десять лет, в Советском Союзе картины вышли практически одновременно. Отсюда и совершенно различное мнение о фильмах по разные стороны океана – в Америке сиквел провалился в прокате, не оправдав многолетнее ожидание зрителей, а у нас вторая лента собрала едва ли не больше, чем первая. Конечно, с высоты сегодняшнего дня «Кинг Конг жив» выглядит забавной нелепицей, сочиненной только для того, чтобы еще раз вывести на экраны гигантскую обезьяну, но для СССР времен середины 80-х это было колоссальное зрелище, сравниться с которым отечественные ленты не могли.
«Секретные материалы: Хочу верить», 10 лет
В самом начале 2000-х будущее сериала «Секретные материалы» казалось вполне радужным, даже в случае окончания сериала фильмы о Малдере и Скалли можно было штамповать беспрестанно. На деле же получилось не совсем так. Первый полный метр «Материалов» вышел еще в 1998 году и по большому счету являлся всего лишь расширенным эпизодом сериала. По окончании же шоу после девятого сезона от фильма требовался не просто еще один «суперэпизод», а нечто такое, что могло бы выйти за грань сериала. Работа над столь сложной задачей затянулась настолько, что в конце концов от нее устали сами создатели, а результат оказался плачевным – «Хочу верить» даже на фоне «Борьбы за будущее» выглядит плачевно. Неудивительно, что о дальнейших продолжениях речь не заводится до сих пор.
«Клерки II», 11 лет
Примеры Квентина Тарантино, Роберта Родригеса или Кевина Смита еще долгие годы будут служить ориентирами для молодых покорителей Голливуда. Эти парни за крохотные деньги снимали свои первые фильмы, но талантом доказывали право на свое место в сетках кинотеатрах. «Клерки», черно-белая комедия Смита, в 1994 году превратилась в библию нердов и ботанов, застрявших в подростковом возрасте и не умеющих построить собственную жизнь. В дальнейшем герои дебютного фильма кочевали у Смита из картины в картину, но до полноценного сиквела Молчаливый Боб дорос только спустя 11 лет. Второй фильм получился более злым, местами даже грубым, но все таким же раздолбайским, солидности ему добавил только цвет.
«Основной инстинкт 2», 14 лет
Порой годы являются весьма влиятельным противником для кинофраншизы, особенно если дело касается женщины. В эротическом триллере «Основной инстинкт», вышедшем на экраны в 1992 году, исполнительнице ведущей роли Шэрон Стоун было 32 года, идеальный возраст для той, что играет коварную искусительницу. Вышедший спустя 14 лет сиквел возвращает актрису на экран уже в «предпенсионном» возрасте, существенный удар по поклонникам оригинального фильма. И ладно бы дело касалось только физической формы ледяной блондинки, беда заключается в том, что «Основной инстинкт 2» – зрелище совершенно беспомощное сюжетно. Прокатная катастрофа (фильм не собрал и половины своего бюджета) навсегда вычеркнула Стоун из числа звезд. Стоило ли так возвращаться?
«Побег из Лос-Анджелеса», 15 лет
В 1981 году Змей Плискин силами режиссера Джона Карпентера и постановщика спецэффектов Джеймса Кэмерона убежал из Нью-Йорка. «Побег из Нью-Йорка» не стал хитом уровня «Терминатора», но вполне имел право на продолжение, и работа над сиквелом началась, однако очень скоро все причастные к задумке охладели. Второе дыхание у сиквела открылось, когда в 1994 году грандиозное землетрясение едва не оторвало Калифорнию от американского континента. Тут-то Карпентер и вспомнил о своей задумке перенести действие «Побега из Нью-Йорка» на западное побережье. Сказано – сделано, уже в 1996 году Курт Расселл снова примерил повязку на глаз и отправился в новый футуристический город-тюрьму. Фильм состоялся, но не более того.
«Утомленные солнцем 2: Предстояние», 16 лет
Трудно отказаться от соблазна повторить свой успех, особенно самый большой в жизни. «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, вышедшие в 1994 году, получили «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке и Большой приз каннского жюри. О возможном продолжении фильма говорилось много, но до дела дошло только шестнадцать лет спустя. Хотя лучше бы и не доходило вовсе. Разделенный на две части сиквел «Утомленные солнцем 2: Предстояние» и «Цитадель» превратился в форменный кошмар для Михалкова: при невероятном бюджете ленты с треском провалились в прокате и получили разгромные рецензии критиков и зрителей. Не спасли ленты ни обязательные походы в кино школьников, ни оправдания постановщика, отношение публики к режиссеру резко изменилось и не восстановилось до сих пор.
«2010: Космическая одиссея», 16 лет
Вышедшая в 1968 году «2001: Космическая одиссея» Стэнли Кубрика – это не просто фантастическая картина, это огромное полотно с множеством глубинных смыслов, неоднозначными образами и бескрайними горизонтами трактовок. Хорошо это или плохо? Интеллигентный зритель до сих пор с интересом разбирается в хитросплетениях сцен кубриковской одиссеи, но для публики попроще требовалось объяснение. Именно этой благородной цели служит сиквел ленты, получивший название «2010: Космическая одиссея», герои которого отправляются по следам путешественников первой картины и попутно объясняют происходящее понятным языком. Идея, может быть, и хорошая, вот только реализована она на три порядка менее талантливо, чем оригинал.
«Братья Блюз 2000», 17 лет
Не так-то просто запускать в производство сиквел, когда кто-то из актеров, игравших главную роль, уже покоится с миром. Джон Белуши скончался через пару лет после выхода в 1980-м комедии «Братья Блюз», и это казалось невосполнимой потерей для всех. Для всех, кроме Дэна Эйкройда, второй половинки дуэта. Пережив расставание с другом, испытав удары судьбы во множестве других проектов, Эйкройд вместе с братом покойного Джона Белуши Джеймсом решил реанимировать знаменитую музыкальную группу. Получился из этого забавный, но совсем необязательный фильм-концерт, запоминающийся скорее парочкой прилипчивых мелодий, чем актерской игрой, задорным юмором или глубокой мыслью. За 17 лет интересного сценария для «Братьев» Эйкройд придумать не мог.
«Уолл-стрит: Деньги не спят», 22 года
Оливер Стоун – не тот человек, которого можно легко уговорить взяться второй раз за уже отработанную тему, поэтому до 2010 года в карьере этого режиссера сиквелов не было. Перелом наступил тогда, когда Стоун ощутил, что финансовая система снова дает больше поводов и идей для сценарных ходов, чем любая другая сфера человеческой деятельности. Чтобы не изобретать заново велосипед, режиссер обратился спустя 22 года к своим собственным героям фильма «Уолл-стрит» – Гордон Гекко вернулся! Стоун вновь собрал шикарный актерский состав, вернул на экран Майкла Дугласа и в целом заслужил похвалу критиков, но, кажется, сам остался разочарованным – возвращение на Уолл-стрит оказалось совсем не таким радостным, каким представлялось, два десятка лет – промежуток солидный.
«Психо 2», 22 года
Альфред Хичкок имел такой авторитет, что о сиквеле «Психо» вокруг него робели даже заикаться вплоть до самой смерти величайшего мастера триллеров, зато через 22 года после того, как Норман Бэйтс впервые показался на экране, сиквел получил зеленый свет. Сначала авторы фильма скромничали и намеревались выпустить вторую картину прямиком на видео, но затем уверовали в свои силы и вышли в широкий прокат. Не то чтобы из «Психо 2» получилось какое-то откровение, но было заметно, что Энтони Перкинс с удовольствием вернулся к самой известной своей роли, а зрители с радостью приняли героя, с именем которого для многих ассоциировалось первое знакомство с жанром. Второй раз свою оплошность авторы повторять не стали и последующие сиквелы выпускали существенно чаще.
«Цвет денег», 25 лет
Бильярд вряд ли можно назвать в числе самых зрелищных игр, однако соперничество за зеленым столом может достигать высочайшего накала, что и продемонстрировано в двух замечательных картинах – «Мошеннике» 1961 года режиссера Роберта Россена и «Цвете денег» Мартина Скорсезе, вышедшем в 1986 году. Связывает две ленты, расстояние между которыми составляет четверть века, герой Пола Ньюмана, а главной фишкой сиквела является прием, который можно описать как «передачу бразд правления молодому поколению». В случае «Цвета денег», где герой Ньюмана делится опытом и запускает в свободное плавание персонаж Тома Круза, этот сюжетный ход сработал блистательно, а вот другим режиссерам такое удается далеко не всегда, приходится продолжать франшизы со стариками.
«Трон: Наследие», 28 лет
За 28 лет, что прошли между выходом в прокат фантастического триллера «Трон» и его сиквела «Трон: Наследие», произошло столько перемен в кино, технике, компьютерах и жизни вообще, что продолжать старую историю казалось сущим сумасшествием. Однако увлеченность идеей молодого постановщика Джозефа Косински сотворила чудо – студия Disney, владеющая правами на бренд, позволила дебютанту сделать настоящую компьютерную вселенную, с одной стороны, необыкновенно футуристическую, а с другой – узнаваемую, близкую к первому фильму. К огромному счастью поклонников, участие в сиквеле принял Джефф Бриджес, сыгравший главную роль в первом фильме, так что лента просто не могла провалиться в прокате. В бой идут одни старики.
«Ирония судьбы. Продолжение», 32 года
Нет в нашей стране более ругаемого, но и более любимого фильма, чем «Ирония судьбы, или С легким паром!», каждый год мы целыми семьями ходим в баню, летим, не приходя в сознание, в самолете, спим в чужой квартире и ищем пиджак «серый в елочку» вместе с Женей Лукашиным. Картина каждому известна наизусть с малых лет, но вот что случилось с героями дальше, мы узнали только в 2007 году. Тимур Бекмамбетов взял на себя смелость и представил на суд зрителей «Иронию судьбы. Продолжение», фильм, где перипетии сюжета первой ленты переживают уже потомки Жени, Нади и Ипполита. Картина была встречена весьма неоднозначно – несмотря на то что фильм до сих пор является одним из лидеров российского бокс-офиса, критике он подвергся нещадной. Вот где настоящая наша духовная скрепа – в заливной рыбе!
«Фантазия 2000», 59 лет
Можно ли запустить в производство сиквел спустя шесть десятков лет после выхода оригинальной картины? Оказывается, вполне. Конечно, об игровом кино здесь и речи пока быть не может, а вот для мультяшек такие временные разрывы – проблема небольшая. Впрочем, «мультяшки» для диснеевских анимационных фильмов название слишком уничижительное. «Фантазия», вышедшая в 1940 году, и ее младшая сестра «Фантазия 2000» – настоящие шедевры мультипликации и музыки. Связал два фильма один эпизод – «Ученик чародея», остальные же сегменты рисованного сборника этюдов полностью оригинальны и невероятно красивы. Выполненный в формате IMAX фильм «Фантазия 2000» ознаменовал рубеж веков, и кто знает, не ожидает ли нас еще через 85 лет новое продолжение? Это было бы красиво.