К сожалению, первый выстрел российского кинематографического сообщества по Первой мировой войне оказался холостым – ни характеров, ни драмы, ни исторического значения показать толком не получилось
К сожалению, первый выстрел российского кинематографического сообщества по Первой мировой войне оказался холостым – ни характеров, ни драмы, ни исторического значения показать толком не получилось.
Середина 1917 года, революционное безвременье тяжелым грузом ложится на крошащуюся в Первой мировой войне Российскую империю. Уповающий на силы русской армии Керенский ждет бодрящих вестей с фронта, но в ответ получает лишь сообщения о разброде и шатаниях, которые вносят в ряды измученных воинов солдатские советы. На фоне полной деградации армии в Петербурге начинается формирование женского батальона, командование которым принимает Мария Бочкарева. Собранный из девушек и женщин всех сословий и возрастов батальон проходит ускоренное обучение и отправляется в самое пекло русско-германских сражений.
Создатели «Батальона» безусловно правы – история Первой мировой войны для сегодняшних молодых, да и не очень, людей выглядит не просто мифами Древней Греции, это скорее полностью белое пятно на карте хронологии развития страны, общества, личностей. Нужны фильмы о Первой мировой? Конечно. Нужно с чего-то начинать? Риторический вопрос, здесь двух мнений быть не может. А вот в каком направлении делать эти первые движения, вопрос сложный и не имеющий однозначного ответа, этот выбор должны сделать авторы кино.
Авторы «Батальона», а это, на минутку, продюсер «Брестской крепости» Игорь Угольников, режиссер «Сталинграда» Федор Бондарчук и несколько других внушительных героев отечественного кинопроизводства, сделали не самый очевидный, но весьма многообещающий выбор: драма «женщина и война». Но, как это часто бывает, на пути между идеей и воплощением встала непреодолимая пропасть – широко рекламируемый, заранее обласканный Министерством культуры, авансом вписанный в программу обязательного школьного образования фильм оказался продуктом совсем не того высокого уровня, которого от него ожидали.
Хочется верить, тешить себя очевидно пустыми надеждами на то, что фильм не особенно удался по причине, которая давно стала бичом отечественного кино, – «Батальон» снова одновременно снимали и для большого экрана, и для ТВ. Абсолютно разные по манере подачи, по строению сцен и эпизодов, по решению внутренних конфликтов сферы кинопроизводства не могут не конфликтовать, и под нож обычно идет именно киноверсия. Только этим хочется объяснять драматическую, нарративную и психологическую импотенцию материала. «Батальон» не просто распадается на куски, это детали из разных конструкторов и головоломок, соединить в целое которые можно лишь грубой физической силой и толстыми портняжными нитками, торчащими изо всех щелей.
Придираться к деталям можно бесконечно долго, начиная от первых сцен, где с войны в Петербург возвращается русский офицер, все значение появления которого заключается в паре неуютных фраз, топорно выдающих историческую справку, и закругляясь спорным, банальным, неправдоподобным финалом, где преображается опустившаяся «солдатня». Верить ни в одну более-менее ключевую сцену просто не удается при всем желании. Все потому, что суровый монтаж не оставляет зрителям места для маневра. Мы решительным образом ничего не знаем о Бочкаревой, почему она командует мужчинами, за что получила свои награды. Мы не близки к героине Марии Кожевниковой княгине Татищевой, ее мотивы от нас по большому счету скрыты. Лица остальных женщин кружатся в карусели диалогов, стенаний и сомнений, но ни одна из них не притягивает к экрану – это словно тени, блуждающие на стенах и стеклах ночной квартиры.
Не лучше героев и ситуации. Сложно описать словами глупость сцены, в которой Керенский отправляет женщин на верную смерть, объяснения таким поступкам нет. Нет ни единого оправдания навязшей на зубах формулировке «Если хоть одна из солдаток не сдаст экзамен, весь батальон будет расформирован!». У вас пушки неприятеля уже чуть не под Питером громыхают, а вы в максималистов играете? Это верх идиотии. Ну, а разрисованные под самое последнее быдло революционные солдаты и матросы – тема отдельной песни. Такая махровая конъюнктурная клюква никак не может обсуждаться всерьез, к этим пьяным батракам, требующим «фабрики – рабочим», оставалось только добавить «фрицев» с пивными кружками в руках – был бы образец лубка.
Но неужели в фильме нет ничего положительного? Отчего же, есть. Есть прекрасная Мария Аронова в роли «комбатши-мамани» Бочкаревой, хоть и дающая временами «пересвет» и «прогиб», но невероятно убедительная в необычно серьезной для себя роли. Есть несколько внушительных боевых и драматических сцен: первая нелепая фронтовая смерть, газовая атака, штыковой бой – смотреть на их постановку как минимум приятно. Есть, наконец, отряд красивых актрис. Согласитесь, когда открывающие титры начинаются с девяти женских имен, есть повод порадоваться за наше кино.
Но по большому счету «Батальон» разочаровывает. Нет в нем надрыва и жесткой правды «Брестской крепости», нет сколько-то убедительной сюжетной интриги, которой даже мягкотелый «Сталинград» обладал. Грустное зрелище, перемежающееся пафосными речами вперемешку с женскими страхами, – это совсем не то военное кино, которым славно наследие Второй мировой. Война 1914-1918 годов осталась затронутой лишь слабым рикошетом, тема не утратила актуальности и не изуродована пока штампами, «Батальон» прошел по касательной.