Любопытная мировоззренческая идея весьма красиво реализована, но небольшой сумбур и сюжетная неразбериха, не позволяющая к фильму отнестись серьезно, несколько портят общее впечатление
Бразильская красавица-модель Мишель неожиданно для своего жениха начинает писать роман. Больше того, его первыми главами заинтересовывается богатый издатель, но продолжить сочинительство девушке сложно: ее, во-первых, никто не принимает всерьез, а во-вторых, все вокруг отвлекает. В поисках успокоения и вдохновения девушка отправляется в Бразилию… Комикс-художница миниатюрная Эмма всегда мечтала о большой груди. Накопив приличную сумму денег, она отправляется в клинику, вставляет имплантаты, но с большой грудью счастья не прибавляется, наоборот, проблем становится только больше. На обратную операцию у Эммы денег нет, поэтому она решается на преступление… Талантливый режиссер Эдвард любые проблемы с боссами студий женского пола легко решал сексом. Но однажды его «волшебная палочка» перестала работать – член Эдварда стал крохотным. В волнении и тревоге режиссер забросил работу над своим новым фильмом, и съемки вышли из-под контроля. Самый главный проект в жизни Эда зависит теперь от того, что скрывается у него в штанах…
Пожалуй, любой человек когда-нибудь в своей жизни задумывался о том, как возникает вдохновение, что является источником творчества, откуда берется искусство? В отсутствие четкого понимания механизмов каждый подбирает ответ в меру своей веры и образования: кто-то верит в божественную руку, кому-то удобнее считать искусство продуктом химических реакций в мозге человека, а кто-то уверен в существовании вселенского «банка данных», из которого можно черпать знания и умения. Как все устроено на самом деле, мы вряд ли в обозримом будущем сможем выяснить однозначно, поэтому сейчас остается отдаваться версиям и предположениям.
Сюжет драмеди «В фокусе» – один из вариантов представления об устройстве вселенной, герои в ней являются продуктом вымысла друг друга. Особенного колорита фильму придает то, что круг таких «выдумок» замыкается: Эдвард снимает фильм, в котором Мишель пишет книгу об Эмме, рисующей комиксы про Эдварда. Понимание этой конструкции к зрителю, впрочем, приходит не сразу, но по мере того, как пазл складывается, действие набирает все большую скорость, а интерес, чем же все это кончится, растет в геометрической прогрессии.
Однако в описании фильма не хотелось бы ограничиваться только любопытным форматом, ведь внутри он совсем непрост. «В фокусе» фактически разделен на три новеллы, каждая из которых рассказывает о неустроенном человеке, о личности, которая заперта в клетку обстоятельств, шаблонов и ярлыков. Каждому из героев выход из своей тюрьмы видится простым и понятным, но стоит им воспользоваться, как тебя затягивает ловушка больше и страшнее. Эмма полагает, что все ее проблемы решит большая грудь, но она и не представляет, насколько бюст изменит ее мир, и не в лучшую сторону. Мишель никто не хочет видеть иначе, чем безмолвную девушку с обложки, но и она наивно полагает, будто обладает достаточным талантом, чтобы отринуть свое женское начало. Жизнь Эдварда и вовсе закручена вокруг его члена, режиссеру только кажется, что он глубокая творческая личность, способная своими фильмами перевернуть мир искусства. На деле же ему просто позволяется делать все, что он хочет, пока попутно он удовлетворяет окружающих дам.
Ирония кроется в том, что, как и схема сюжета фильма, сама картина «В фокусе» тоже работает только в комплексе – три представленные новеллы вряд ли можно было бы развить в полноценные отдельные картины, хотя потенциал и своя аура есть в каждой из историй. Зато вместе они закручиваются в причудливый узор из драмы, комедии и триллера с неожиданными поворотами, массой любопытных второстепенных персонажей и неожиданной развязкой. Правда, локализованное название не слишком отвечает смыслу ленты – дословный перевод «Масштаб» говорит о сюжете больше обтекаемого «В фокусе».
Нельзя не коснуться и формы, в которой представлены части ленты: если Эмма и Мишель существуют в обычном мире, пусть и несколько измененном с учетом их сюжетов, то Эдвард – персонаж нарисованного мира со всеми вытекающими из этого последствиями. Ему не только можно увеличить достоинство простым карандашом или, наоборот, стереть ластиком, он может стать жертвой неловко пролитой на рисунок жидкости или неаккуратного обращения с бумагой. Вообще, сочетание игрового и анимированного в ленте Педро Морелли весьма любопытно и органично – фильм достиг определенного стилистического баланса и смог удержать его до самого финала.
Но не обошлось и без проблем. Увы, не слишком удачной оказалась концовка ленты, авторы, кажется, просто не смогли найти выход из собственноручно созданного замкнутого круга и ограничились банальностями. Порой градус фарса в некоторых сценах превышает необходимый. Ну, и откровенная зацикленность на сексе как основном двигателе сюжета несколько удручает – неужели для творчества нет иных стимулов? Однако все эти проблемы нивелируются энергичной игрой актеров – особенно Берналя и Пилл – и красочной картинкой.
Нет, «В фокусе» – это не «Матрица», такому фильму вряд ли суждено перевернуть ваше мировоззрение, но объяснение кое-каким ранее не укладывающимся в привычную картину мира вещам вы в нем можете найти. Только не увлекайтесь слишком сильно, помните, на самом деле вся наша вселенная – всего лишь чей-то сон.
С 15 декабря в кино.