Давно ни для кого не секрет, что Голливуд любит оглянуться назад, вытащить на свет забытые или вышедшие из моды вещи, перекроить их на новый лад и второй, а то и третий раз продать зрителям. Без громкого ремейка или ребута сейчас не обходится ни один кинотеатральный сезон, так почему бы на этом не зарабатывать постоянно? С такой мыслью была создана кинокомпания Dark Castle Entertainment, об истории которой сегодня и пойдет речь
Когда речь заходит о небольших независимых студиях или продюсерских компаниях, то обойтись без упоминания имен создателей просто невозможно, ведь зачастую именно их история служит трамплином и направляющей для будущего творчества команды. В случае с Dark Castle Entertainment это правило расширяется еще одной немаловажной деталью – на историю компании повлияли не только создатели, но и человек, до даты основания не доживший больше двух десятков лет. Но обо всем по порядку…
К моменту основания Dark Castle Entertainment судьба свела вместе трех весьма примечательных людей – продюсера Джоэла Сильвера, режиссера Роберта Земекиса и сценариста Гилберта Адлера. Что объединяло этих трех весьма не похожих друг на друга голливудских деятелей? Для Сильвера восьмидесятые и девяностые были настоящим раем – из-под его продюсерской руки выходили многочисленные картины с участием Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Сталлоне, Брюса Уиллиса, Мэла Гибсона, с 1985 года функционировала компания Silver Pictures, под лейблом которой выходили «Смертельное оружие», «Хищник» и «Крепкий орешек». Роберт Земекис к 1999 году уже снял все, чего многим хватило бы до конца жизни, – взять хотя бы «Форреста Гампа», трилогию «Назад в будущее» или «Кто подставил кролика Роджера?». Адлер пусть и не настолько ярко сверкал, но на ногах стоял крепко, выступая одновременно сценаристом, продюсером и актером на ТВ и в малобюджетном кино. Связующим звеном для трех самостоятельных независимых творцов стал скромный, но запоминающийся проект – сериал «Байки из склепа».
Хоррор-сериал, выходивший в течение семи лет, связал множество поклонников жанра, оказался он знаковым и для Сильвера, Земекиса и Адлера. Наши герои сблизились не только на почве тех проектов, над которыми работали в тот момент, все трое оказались к тому же поклонниками одного мастера фильмов ужасов, о котором уже стали забывать зрители. Вот здесь к трем основателям Dark Castle Entertainment и присоединяется незримо четвертый член команды – американский режиссер Уильям Касл.
Сейчас об этом человеке широкий зритель почти не знает, но для своего времени он был новатором не только в киносъемочном процессе, но и в маркетинге снятых им картин. Касл использовал весьма необычные способы подачи своих лент, которые заставляли говорить не только о картине, но и об окружающей ее показ обстановке. Режиссер, к примеру, страховал зрителей своего фильма «Ужас» от того, что во время демонстрации картины они не умрут от ужаса. Зрителей картины «Колющий» бил слабый ток, проведенный через кресла кинотеатров, а для тех, кто пришел на показ «Убийственного», в середине фильма делался «перерыв страха», чтобы излишне напуганные могли покинуть зал. Наследие Касла составляет свыше пятидесяти режиссерских работ, далеко не все из которых являются шедевральными, но Сильвер, Земекис и Адлер решили, что любимым картинам их молодости стоит даровать вторую жизнь.
Планы запустить в производство сразу несколько ремейков фильмов Касла потребовали создания отдельной компании, названной в честь знаменитого режиссера Dark Castle. Первым пробным шаром в 1999 году стал «Дом ночных призраков», ремейк фильма 1959 года, посмотрев который, кстати, Альфред Хичкок задумал снять свой «Психо». Для работы над картиной были приглашены Джеффри Раш и Фамке Янссен, в режиссерское кресло сел Уильям Мэлоун, еще один «выпускник» «Баек». Однако зрители старую сказку на новый лад не оценили – фильм едва отбил в прокате свой 37-миллионный бюджет.
Второй попыткой гальванизировать наследие Касла стал выпуск в прокат «Тринадцати привидений» в 2001 году. Вложения в многослойные декорации из стали и стекла оказались еще большими, а «выхлоп» снова заставил загрустить – фильм вышел в плюс только за счет проката вне США. На этом от концепции «снимаем только ремейки фильмов Касла» было решено отказаться, однако основатели компании Сильвер, Земекис и Адлер решили остаться в русле хорроров. Для поддержания Dark Castle на плаву Джоэл Сильвер из Silver Pictures направил вице-президента по развитию Сьюзан Левин, которой пришлось крепко поручиться за следующий проект компании – мистический триллер «Корабль-призрак». Фильм показал не самые лучшие результаты в американском прокате, но благодаря маркетингу впервые картина Dark Castle за рубежом собрала больше, чем дома, 68 миллионов в общей сложности – не так уж плохо.
Казалось, компаньоны нащупали свою тропу – хоррор с бюджетом в 30-40 миллионов, активное промо и скромная, но регулярная прибыль обеспечена. Так и вышло: «Готика» в 2003-м, «Дом восковых фигур» в 2005-м и «Жатва» в 2007-м отработали в прокате на «отлично», а «Готика» (на съемочной площадке которой Левин познакомилась с Робертом Дауни-мл., чтобы через два года стать Сьюзан Дауни) так и вовсе перешагнула границу в 100 миллионов долларов общих сборов. На этом было решено двигаться дальше, расширяя жанровые границы. Испытать себя вне хорроров получилось в содружестве с Гаем Ричи, тот как раз подыскивал себе компаньонов для постановки «Рок-н-рольщика». Комедийный боевик Ричи получился неоднозначным, а потому Dark Castle не стала торопиться с финансированием продолжения (режиссер планировал трилогию), а предпочла вернуться к тому, что у нее получается лучше всего – пугать зрителей.
В 2009 году компания выпустила два ярких хоррора: «Химера» Винчензо Натали, увы, в прокате провалилась, а вот «Дитя тьмы» выступило достойно, собрав 78 миллионов долларов в мировом прокате. Разбавили ужасы два триллера-боевика, тоже неоднозначно принятые зрителями: «Ниндзя-убийца» прибыль принес, а вот от «Белой мглы» создатели понесли существенные убытки. В том же 2009 году компания рассталась с Сьюзан Дауни, которая вернулась в Silver Pictures, вместе с вице-президентом Dark Castle покинули и последние хоррор-нотки, на передний план вышли триллеры и боевики. Единственной попыткой напугать зрителя с тех пор стало в 2011 году «Явление» с Эшли Грин в главной роли. Фильм получился столь слабым, что прокатывавшая его Warner Bros. оттягивала позор почти год, прежде чем фильм вышел на экраны.
Впрочем, и с боевиками было не все радужно – на внушительный успех «Неизвестного» (Лиам Нисон одним присутствием своего имени на постере легко делает кассу в сто миллионов) приходятся жалкие конвульсии «Лузеров» (29 миллионов в прокате), «Транзита» (1 миллион) или «Погнали!» (10 миллионов). В 2011 году Dark Castle сделала попытку запрыгнуть на подножку поезда ностальгии, ведомого локомотивом «Неудержимых», но все три проекта со звездами прошлого века – «Тайник» с Дольфом Лундгреном, «Глаз дракона» с Жан-Клодом Ван Даммом и «Неудержимый» с Сильвестром Сталлоне – провалились с грандиозным, соответствующим масштабу актеров треском.
Сегодня Dark Castle Entertainment назвать процветающим предприятием не повернется язык – компания живет от проекта к проекту, и кажется, что любой из будущих фильмов может оказаться последним. Окажется ли это хоррор «Темная луна» от создателя «Четвертого вида» Олатунде Осунсанми, драма Нильса Ардена Оплева «Последняя фотография» с Кристианом Бэйлом в главной роли или детская фантастика «Бен 10» – посмотрим. В конце концов у Сильвера, Земекиса и Адлера всегда есть козырь в запасе, они могут вернуться к тому, с чего начинали, и запустить очередной ремейк фильма Уильяма Касла. Поклонники хорроров будут только рады.
Самые кассовые фильмы: «Готика», «Неизвестный», «Дитя тьмы».
Крупнейшая неудача: «Неудержимый».