Ползи сама.
Душевнобольная женщина ползет по камням и разговаривает сама с собой. Примерно так выглядит честный синопсис для проекта Senua’s Saga: Hellblade II, если отмести все интеллектуальные конструкции, построенные на этом нехитром геймплей-фундаменте. Звучит уныло, но Hellblade II действительно надо видеть. Потому что это зрелище и опыт на новом уровне погружения, и когда на похожем графическом движке построят следующую серию The Elder Scrolls, ее наверняка хватит еще на дюжину лет эскапизма.
Компания Ninja Theory специализируется на производстве относительно бюджетных игр с картинкой, достойной ААА-блокбастеров. Hellblade II — квинтэссенция этой философии. После прохождения игры кажется, что тебе известен каждый острый камушек, каждый шершавый мегалитический валун в холодной и прекрасной Исландии. Солнце разливается медом в лужах, дождь стекает ручьями, смывая пот и кровь с грязного лица главной героини с библейским именем Сенуя. Миллионы светлячков в непроглядных пещерах собираются в млечный путь, указывая верное направление, зрачки в покрасневших глазах нашего пикта расширяются и бешено вращаются в поисках неведомой угрозы. Все это — Unreal Engine 5 в своей душещипательной красоте и силе.
Визуальный тур-де-форс сопровождается саундтреком, забыть который удастся не сразу. Сенуя — знаковый шизофреник, и ее путешествие по Исландии викингов сопровождается речитативом комментариев, сомнений, страхов и ликования от сонма голосов в ее — и вашей! — голове. Поначалу непрерывный и навязчивый шепот выводит из себя, затем становится комфортным фоном, а к концу повествования вы удивляетесь, почему столь прекрасная звуковая дорожка недоступна во всех остальных компьютерных играх.
Помимо гарантированной номинации во всех существующих игровых Оскарах, душевная болезнь Сенуи обеспечивает разработчиков Hellblade II карт бланшем на любые манипуляции с реальностью. Здесь снова блистает графический движок: земля вмиг переворачивается с ног на голову, скалы рассыпаются в прах и восстают из него по желанию героини, призрачные гиганты скользят слегка за гранью восприятия. Лунный свет заливается кровью, и из упавшего тумана на несчастную Сеную вываливаются полчища полуголых раскрашенных аборигенов с опасными острыми предметами в руках. Людоеды, естественно.
Здесь наконец уместно вспомнить про незамысловатый геймплей Hellblade II, благодаря существованию которого проект продается за большие деньги как полноценная компьютерная игра, а не раздается бесплатно как техническое демо чудесного игрового движка. Геймплей прост как два байта. Байт первый: мучительно ползти, медленно идти, нехотя трусить вперед по коридору-карте. Никакого открытого мира в Исландии нет, есть лишь набор примитивных крохотных полянок с одним входом и одним выходом. Байт второй: боевые интермедии.
Обойтись одной кнопкой «вперед» при производстве файтинг сцен девелоперам из Ninja Theory не удалось, хотя они старались. Боевые подвиги измученной, но не сдающейся Сенуи начинаются с простых поединков один на один: пара ударов, парирование, откат. Окружающий мир растворяется в тумане для экономии графических мощностей, все внимание — на пластику борющихся персонажей, флюидные транзиции анимаций, брызги искр из клинков, полет сгустков крови и комьев земли. Даже в столь сдержанных декорациях это самая эпическая визуализация боя на клинках в истории компьютерных игр. А когда ближе к концу игры Сенуя оказывается участницей битвы между двумя кланами, уместные отсылки уже идут к батальным сценам из широкоэкранного «Гладиатора».
Главное безумие Hellblade II заключается в том, что игра с огромным потенциалом на самом деле не хочет быть игрой, а желает стать кинофильмом. В ее настройках есть опция «Давай сама», благодаря которой все до единой батальные сцены будут полностью автоматизированы. Можно отложить в сторону контроллер, мышь или клавиатуру и просто наблюдать, как Сенуя с воем и жутким выкатыванием глаз рубит, колет и режет дикие племена Исландии. Ждем опцию «Ползи сама».