Космос – необъятное, холодное и неприветливое место, для многих кинематографистов символизирующее абсолютную форму одиночества. Часто герои научно-фантастических фильмов в одиночку или группой, но попадают в ситуацию Робинзона – теряются в бескрайних космических пространствах без связи и надежды на спасение. Собрали семь картин, где герои застряли среди звезд, вынужденные полагаться только на себя.
Экипаж научно-исследовательской станции «Кловерфилд», запущенной в космос в 2028 году, должен протестировать новейший ускоритель частиц, работа которого может решить тяжелейший энергетический кризис на Земле. Два года испытаний приводят наконец к желаемому результату, но системы станции перезагружаются, команда теряет контакт с ЦУПом, а планету не видно ни из одного иллюминатора. Развитие идей фильмов «Монстро» и «Кловерфилд, 10» в космическом триллере Джулиуса Оны почти нет, но картина ловко держит в напряжении до самого конца, заставляя зрителей гадать, что же произошло на самом деле. А финальный твист удачно связывает «Парадокс Кловерфилда» с другими фильмами франшизы, оставляя робкую надежду на продолжение.
«Высшее общество» – минималистичная драма Клер Дени о тщетности бытия. Монте (Роберт Паттинсон) и младенец – единственные оставшиеся в живых обитатели космической исследовательской станции, висящей на орбите сверхмассивной черной дыры. Через флешбэки зрители узнают печальную историю экспериментов по добыче энергии и поддержанию фертильности в условиях глубокого космоса. Подопытными выступали пожизненно осужденные преступники. Многие годы исследования не приносили плодов, пока наконец на станции не родилась девочка, что, впрочем, не спасло команду от медленной деградации и смерти. Клер Дени уводит людей в дальний космос, чтобы задать вопросы о человечности, цене прогресса и ценности жизни. А ответы тонут за горизонтом событий черной дыры.
Было время, когда Пол Андерсон еще не снимал бесконечную «Обитель зла», а обращался к необъяснимому космическому ужасу. «Сквозь горизонт» рассказывает историю спасательной команды, отправленной на орбиту Нептуна, где из ниоткуда возникает корабль «Горизонт событий», пропавший семь лет назад. Командующие операцией капитан Миллер (Лоренс Фишберн) и доктор Уильям Вейр (Сэм Нилл) постепенно понимают, что кораблем управляет некая сущность, попавшая в нашу Вселенную из другого измерения в ходе экспериментов команды «Горизонта» с высокотехнологичным пространственным двигателем. В ставшем культовым хорроре Андерсон смешивает «Солярис» и «Чужого» и украшает получившийся гибрид апокалиптическими отсылками. Получается грязная и кровавая поэма о страхе перед абсолютно неизведанной космической пустотой.
С перенаселенной Земли отправляется космический ковчег «Элизиум» с сотнями поселенцев на борту. Погруженные в медикаментозный сон люди спустя 123 года должны будут заселить экзопланету Танис, но что-то, конечно, идет не по плану. Очнувшиеся от анабиоза капрал Нолан Бауэр (Бен Фостер) и лейтенант Пэйтон (Деннис Куэйд) обнаруживают внутренности корабля в руинах, среди которых рыщут кровожадные мутанты. Немец Кристиан Альварт снял старомодный научно-фантастический хоррор о безумии, которое несет длительное пребывание в космической изоляции, но не снискал славы – «Пандорум» слабо показал себя в прокате и обрел поклонников лишь спустя годы.
Сюжетам с гаснущим Солнцем и следующими за этим попытками человечества перезапустить светило нет числа. Но когда за дело берутся режиссер Дэнни Бойл и сценарист Алекс Гарленд, заурядная история о спасательной миссии превращается в психологический триллер о жертвенности. Корабль «Икар II» с бомбой на борту направляется к умирающему Солнцу. Задача экипажа – запустить устройство в звезду, что спровоцирует взрыв и даст замерзающему человечеству надежду на тепло. Внезапно команда принимает сигнал бедствия с «Икара I», который с аналогичной миссией пропал семь лет назад. Капитан Кенейда (Хироюки Санада) принимает решение взойти на борт «Икара I» в надежде найти еще одну бомбу и увеличить шансы миссии на успех.
Альфонсо Куарон – мастер работать в совершенно разных жанрах, но каждый фильм режиссер превращает в торжество авторского взгляда. «Гравитация» – герметичный технотриллер о нештатной ситуации в открытом космосе, когда корабль астронавтов Райан Стоун (Сандра Буллок) и Мэтта Ковальски (Джордж Клуни) сталкивается с космическим мусором. Стоун и Ковальски приходится на ходу придумывать способ добраться до спускаемых моделей МКС, так как иной возможности вернуться на Землю нет. «Гравитация», невероятно красивая и технически совершенная история о силе человеческой воли, смотрится на одном дыхании и является украшением любого списка научно-фантастического кино.
«Чужой» Ридли Скотта – праотец всех изоляционных космических триллеров, сотворивший жанр в общепринятом виде. Научно-фантастический фильм ужасов о противостоянии небольшой команды космического корабля и непобедимого плотоядного пришельца вышел в далеком 1979 году и сразу получил всю славу мира. И что бы ни делал Ридли Скотт даже спустя почти полвека, он навсегда останется режиссером, визуализировавшим страх человечества перед чернотой космоса. Бортовой компьютер корабля «Ностромо», получив сигнал SOS с ближайшей планеты, выводит из анабиоза экипаж во главе с капитаном Далласом (Том Скерритт). Поиски источника сигнала приводят к заражению одного из членов команды неизвестным паразитическим организмом. Вопреки возражениям главы безопасности Эллен Рипли (Сигурни Уивер), раненого доставляют на корабль, и с этого момента весь экипаж оказывается под угрозой.