Что посмотреть
Последний богатырь. Наследие Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4VtXkezW
Рецензии

Рецензия на фильм «Ледокол»

Основанная на реальных событиях тягомотная трагикомедия о советских полярниках, застрявших в антарктических льдах

Добавить в закладки

Антарктида 1985 года. Сняв полярников с исследовательской станции, советский ледокол «Михаил Громов» пробивается сквозь льды и едва не натыкается на огромный айсберг. Один из полярников оказывается за бортом, и спасти его не удается. Так как капитан Петров (Петр Федоров) рисковал судном и экипажем во время смертельно опасной спасательной операции, Москва снимает его с командования и назначает нового капитана – Севченко (Сергей Пускепалис). Вскоре после этого «Михаил Громов» застревает во льдах, и команде остается лишь ждать спасения и считать сокращающиеся запасы топлива, еды и питьевой воды.

Кадр из фильма "Ледокол"

«От создателей фильма “Метро”» – так завлекает зрителей постер новой картины режиссера Николая ХомерикиСказка про темноту»). Очевидно, публика должна подумать, что ее ждет захватывающий фильм-катастрофа с советскими полярниками вместо московских пассажиров. Действительно, лента получилась катастрофической. Но не в хорошем смысле этого слова.

Кадр из фильма "Ледокол"

За свою историю ледокол «Михаил Сомов» трижды попадал в ледяной плен – в 1977, в 1985 и в 1991 годах

Реальную историю антарктического плена ледокола «Михаил Сомов» (в фильме его переименовали в «Михаила Громова») можно рассказывать двумя способами. Можно вести повествование в героическом ключе, а можно выбирать неприглядные стороны этого плавания и заострять внимание на них. Поскольку наше кино привыкло «мочить» советскую эпоху, а не прославлять ее, то «Ледокол» выбрал второй вариант, пусть и с небольшой примесью первого.

Кадр из фильма "Ледокол"

Иными словами, это не героическая история, а повесть о не особенно компетентных людях, которые поперлись в Антарктиду, застряли во льдах, долго не могли добиться операции спасения (в СССР тогда была правительственная пересменка, и большим начальникам было не до того), а потом чудом выбрались на свободу. Правда, определенный героизм они при этом проявили, но это были все больше отчаянные, порой глупые поступки, а не осмысленный, мудрый героизм настоящих полярных профессионалов. В фильме ни словом не упоминается, например, о том, что моряки во время ледяного сидения проводили научные исследования, которые должны были помочь следующим поколениям полярников. Зато в красках изображается реально случившийся на корабле бунт, который опускают все «героические» статьи о «Громове».

Кадр из фильма "Ледокол"

Хотя «Михаил Сомов» – дизельное судно, роль «Михаила Громова» в картине сыграл атомный ледокол «Ленин»

Поскольку «Ледокол» не претендует на дотошный документализм и основывает свое изображение моряков и чиновников на подлинных прискорбных событиях (пусть и не столь известных, как героическая сторона истории «Михаила Сомова»), то упрекать его в перевирании подвига вряд ли стоит. Хомерики и его команда имеют право на такое видение прошлого. Было у них художественное право и на то, чтобы сделать ключевым героем картины молодого капитана Сухорукова (в фильме – капитан Петров), который в реальности покинул судно, как только его отстранили от командования и заменили опытным полярником Родченко (в фильме – Севченко). Но нельзя простить того, что в результате получилось не захватывающее, а тягомотное кино, не способное выжать драматизм из драматичных событий.

Кадр из фильма "Ледокол"

«Ледокол» легко разделить на три части: насыщенный спецэффектами зачин, чуть менее насыщенная концовка и основное «тело» картины, которое на вечернем сеансе вполне может усыпить. История кино показывает, что не так уж трудно создать занимательное зрелище о нескольких десятках мужчин, запертых в огромной консервной банке. Но персонажи «Ледокола» ни враждуют так, чтобы это завораживало, ни объединяют знания и усилия, чтобы хитроумно спасти судно. В основном они скучают, страдают ерундой и вяло собачатся. Даже вышеупомянутый бунт оказывается таким «мягким», что драматическая температура фильма почти не поднимается.

Кадр из фильма "Ледокол"

Вроде бы героический Петров почти всю картину проводит в сюжетном анабиозе, неприятный Севченко рявкает приказы с упоением сержанта из «Цельнометаллической оболочки», а из прочих персонажей запоминаются лишь подвинутый на Викторе Цое комичный вертолетчик в исполнении Александра Паля и комичный же боцман, сыгранный Виталием Хаевым. Парадоксально, но в этом якобы триллере в память врезаются преимущественно комедийные моменты. Может, надо было не мучиться с неудобным жанром, а просто снять фарс о недотепах в Антарктиде?

Кадр из фильма "Ледокол"

Чтобы поддержать драматические штаны постановки, Хомерики несколько раз показывает жен главных героев (Анна Михалкова и Ольга Филимонова), одна из которых готовится родить, а другая разводится, но не знает, правильно ли поступает. Эти сцены, однако, получились не столько сентиментальными, сколько нелепыми, и фильм они никак не украшают. Зато они подчеркивают важную для «Ледокола» мысль, что советским чиновникам не было дела до советских граждан.

В общем, в плане спецэффектов (там, где они есть) картина удалась, а вот с драйвом и увлекательностью у «Ледокола» неважно. И это отнюдь не героическое полотно, воспевающее советских полярников и советскую эпоху.

С 20 октября в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?