На днях «Барби» стал самым кассовым фильмом, снятым женщиной, а сегодня режиссерка, сценаристка и артистка Грета Гервиг отмечает день рождения. Если вы едва знакомы с милой Гретой и на слуху только «Леди Берд» и «Маленькие женщины», предлагаем вам обзорную экскурсию по фильмографии озорной и улыбчивой мамблкорщицы из Сакраменто.
Выпускники нью-йоркской школы домашнего мамблкора (беспрерывная болтовня о самых важных на свете пустяках) постепенно добрались до Голливудских холмов и стали заслуженными кинематографистами. Братья Марк и Джей Дюпласс, Лин Шелтон, Джо Сванберг — Грета начинала трепаться обо всем на свете вместе с ними в «ЛОЛ» и «Ханна берет высоту», а совсем скоро с соавторстве со Сванбергом написала и сняла «Ночи и выходные». Творцы-союзники сыграли и главные роли в драмеди о непростых отношениях на расстоянии.
В существовании Греты на экране в столь реалистичном жанре и подкупает именно ненадуманная естественность и прозаичная органичность. Мэтти и Джеймс (то есть Грета и Джо) ругаются, смеются, занимаются любовью и спорят из-за запаха банана, но оторваться от скромной рутины практически невозможно: уже в этом фильме Гервиг буквально просит быть услышанной.
Если ткнуть в раннюю биографию любой значительной голливудской величины, то с вероятностью 90% можно обнаружить малобюджетный хоррор. Джонни Депп — «Кошмар на улице Вязов», Дженнифер Энистон — «Лепрекон», Марго Робби — «Я вижу тебя», продолжать можно долго. Грета тоже не избежала съемок в фильме ужасов, причем широко известном в узких кругах.
Тай Уэст — еще один выходец из тусовки инди-режиссеров: мамблкор он променял на мамблгор (та же неразборчивая болтовня, но заканчивается плохо). Сейчас режиссер связался со студией A24, и «Х» и «Перл» стали хоррор-хитами прошлого года, а в 2008-м он упражнялся в стилизации кошмаров 70-х в «Доме дьявола». Няня и странная семья, сектанты и тайны в подвале, звонки и лучшая подруга, которая чувствует недоброе (разумеется, Грета) — Уэст собрал идеальную комбинацию, которая срабатывает и сегодня.
Итак, они встретились: иногда кажется, что партнерство Ноа Баумбака и Греты Гервиг не начиналось никогда, а было всегда. Родители двоих детей и бог знает скольких совместных фильмов впервые работали вместе над «Гринбергом» — лентой Баумбака о непростом камбэке в социальный строй Роджера (Бен Стиллера) — уже немолодого, но еще не пожилого мужчины, который вышел из психиатрической лечебницы с полным отсутствием коммуникативных навыков.
Грета сыграла рассеянную умницу Флоренс, которая работает помощницей брата Роджера. Случайное знакомство переплывает в хаотичный роман, в котором Флоренс пропагандирует благие помыслы, а Роджер бесконечно закрывается. «Гринберг» — довольно странный пункт фильмографии Баумбака, интеллигентного мамблкорщика с ДНК Вуди Аллена: Гринберг — персонаж настолько отталкивающей, что только и остается, что любоваться Гретой.
«Блюдо и ложка» Элисон Багналл вроде тот же мамблкор, но созерцательно-романтической направленности. Героиня Греты Роуз уходит от мужа и встречает молодого парня-британца (Олли Александр), который, как и она, не знает, куда идти, а потому слоняется без дела. Два одиночества бродят по пляжу, думают, что не понимают друг друга, и боятся стать чуточку ближе. Блюдо и ложка — жаргонные титулы: название можно расшифровать как «Красавица и простофиля» или что-то в этом духе.
Элисон Багналл сняла всего два фильма (еще «Смешных кроликов») и написала сценарий к «Баффало 66» Винсента Галло, но даже в столь скромной фильмографии легко угадывается и считывается видение режиссерки, для которой Грета стала идеальной спутницей невыплаканного горя на экране.
Однажды Гервиг должна была попасть и к Вуди Аллену — одному из условных прародителей мамблкора (через рукопожатие и до Бергмана недалеко). «Римские приключения» — картина так называемого европейского периода в творчестве нью-йоркского невротика, где одна новелла перетекает в другую под жарким итальянским солнцем.
Гервиг не повезло: в любовном треугольнике она выступила уязвленный стороной — бойфренд (Джесси Айзенберг) влюбился в ее лучшую подругу (Эллиот Пейдж). Неловкая Гервиг проигрывала миниатюрному Пейджу: то ли виноват лукизм, то ли снобское настроение критиков, но Грете досталось тумаков во многих рецензиях — выход на большую аудиторию был сопряжен с малоприятным комментариями о внешности. Что странно: очевидно, что по-режиссерски Вуди Аллен куда больше симпатизировал героине Гервиг.
«Гринберг» уже был, «Госпожа Америка» и «Белый шум» еще впереди, но в день рождения Греты обойти «Милую Фрэнсис» преступлению подобно. Даже если вы уже смотрели фильм о девушке из Нью-Йорка с головой в облаках, всегда найдется повод окунуться в омут черно-белой растерянности еще раз.
Баумбак и Гервиг «Фрэнсис» писали вместе: он снимал, она играла — плакала, танцевала и хохотала. По любви родилось кино о большой… любви между подругами. Кино вышло ужасно простым или даже ненадуманным: будто сцены и диалоги рождаются сами собой. Аудитория мгновенно влюбилась в милую Грету, и, кажется, именно после «Фрэнсис» у сценаристки, актрисы и постановщицы началась новая жизнь.
После финала длинного и извилистого пути Теда Мосби на пути к маме культовый сериал нулевых уже пытались перезапустить. Удалось со второго раза — этим летом на Hulu вышел новый сезон шоу How I Met Your Father с Хилари Дафф в роли ищущей счастье. Но в 2014 году уже был How I Met your Dad — ребут (или спин-офф?), который не получил зеленый свет после пилота.
Грета Гервиг в шоу предстала Салли (очевидная отсылка к культовому ромкому «Когда Гарри встретил Салли») — неловкой жительницей Нью-Йорка, которая решает расстаться с мужем-занудой. Бары, закадычные друзья, любовь с первого взгляда, которая встала на паузу, — несмотря на то что Картер Бэйс, Крейг Томас и Памела Фрайман вернулись к детищу, пилот получился вымученным, в первую очередь из-за отсутствия химии в касте (новую версию спасают именно приятные лица). Гервиг, как всегда, смотрелась органично даже в самых дурацких и надуманных ситуациях, но теперь мы знаем: к лучшему, что сериал закрыли.
Посмотреть пилот How I Met your Dad можно здесь.
«План Мэгги» сложно как-то выделить или определить особенное место картины в фильмографии Гервиг: не романтика мамблкора, не личный прорыв, не новая глава, просто еще одна лента, которую хочется посоветовать.
Режиссерка «Баллады о Джеке и Роуз» Ребекка Миллер сочинила вроде необязательную, но чрезвычайно остроумную комедию о непростом любовном треугольнике. Мэгги (Грета) задумала вступить в счастливый брак с преподавателем-ученым (Итан Хоук), одна беда — Джон уже женат на Жоржетте (Джулианна Мур). Романтичной картину можно назвать едва ли — скорее душевной лентой о приоритетах и внутреннем беспокойстве, которое порой может привести не туда. Да и трио артистов Хоук, Гервиг и Мур околдовывает моментально.
Майкл Миллс — постановщик невероятно трепетный и уважительный к своим героям: будто на экране не выдуманные характеры, а старые знакомые, которым всегда хочется отправить открытку на праздник. Впрочем, доля правды есть в каждой из картин: «Женщин XX века» Миллс посвятил своей матери, образ которой на экране воплотила Аннетт Бенинг. Грета сыграл ее квартирантку — острую на язык, бесстрашную и все равно хрупкую Эбигейл Портер: девушка лечится от рака.
На дворе конец 70-х, всё то ли только начинается, то ли уже заканчивается, а юный Джейми (альтер эго режиссера) внимательно смотрит по сторонам и учится жить у маленьких-больших женщин.
И в ожидании релиза «Барби» где-нибудь и как-нибудь завершим гастроли по Гервигвиллю «Маленькими женщинами». Несмотря на то что прорывом на режиссерском поприще стала «Леди Берд», принесшая Гервиг первую номинацию на «Оскар», с большим трепетом постановщица говорит об экранизации романа Луизы Мэй Олкотт. В фильме Гервиг бесшовно объединяет литературу, ставшую классикой, биографию писательницы и воспоминания о собственной юности.
В результате вымышленная и настоящая история Джо Марч на фоне Гражданской войны в Штатах стала нежным рождественским гимном всем девочкам, девушкам и женщинам в искусстве. Ремесло и творчество стали ключом к самовыражению и поискам чувств и чувствительности каждой из сестер Марч. Роман взросления доказал безвременность прочтения, а Гервиг — исключительное мастерство режиссерки. Нарния впереди!