Павел Чухрай экранизировал гоголевских "Игроков" добротно, дотошно и очень близко к тексту. Он не пошел на поводу у модной тенденции менять время и место действия в угоду концепции и выбрал тяжелую мороку костюмно-декорационной постановки. Все тут с виду по-честному, без фиги в кармане.
Гостиница уездного города, где за околицей сразу начинаются знаменитые русские дороги, буквально набита шулерами. Слаженное трио мошенников (Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш и Андрей Мерзликин) пытается обставить заезжего игрока. Они понимают, что напали на мастера блефа, и предлагают ему взаимовыгодный союз по облапошиванию денежных мешков. Тот принимает идею коллективизма всерьез, делится с ними секретами, азартно участвует в разводке глупого молодого помещика. А наутро понимает, что его оставили с носом и без денег. В общем, Гоголь во всей красе. Чухрай изменил только одну деталь. Он сделал залетного шулера-одиночку, ослепленного гордыней и наивно уверенного в своем превосходстве, иностранцем. Тот персонаж, которого в пьесе звали Ихаревым, стал кудрявым итальянцем. И от этого все акценты в сюжете переставились, а фиги повылазили из карманов вполне достоверных сюртучков XIX века. Промотавший состояние вдовец-аристократ Лукино Форца (Джулиано Ди Капуа), когда-то выучивший русский благодаря русской жене (именно так случилось и с актером), бежит от кредиторов в страну, где "земля богата, а люди доверчивы и простодушны". Он гурман и модник. Он игрок с европейским размахом и ученостью. Совсем не чета троице вечно пьяных клоунов, которым Лукино демонстрирует свою заветную колоду так, как американские профессора предъявляют нашим свой учебник по маркетингу. В предложении поработать командой он видит возможность показать этим крикливым и базарным русским подлинную силу корпоративного духа. Как же он воет в финале, проклиная Россию, в которой его, порядочного и образованного европейского жулика, самым пошлым образом надули! И ему, замызганному и несчастному пришельцу из теплых стран, нищенка в утешение протягивает корявое зеленое яблочко – то, что мы здесь гордо зовем фруктами.
Снят фильм очень хорошо. Это одна из последних работ оператора Андрея Жегалова («Остров» (2006), «Кукушка» (2002)), умевшего превращать киноизображение в живопись. Актерам, конечно же, есть что играть, и каждый вдохновенно тянет одеяло на себя, превращая все роли в бенефисные. Сценарная идея тоже вполне остроумная. Вот только победил в итоге не русский дух, а русский духless. Получилась патриотическая комедия с подтекстом: не лезьте с вашими правилами в наши русские игры, если не хотите, чтобы вас оставили без штанов.