На экраны выходит "Планета 51" -- анимационная прелюдия к кэмероновскому "Аватару", только не с синими человечками, а зелеными.
Практически на голову зеленым человечкам, готовящим на лужайке барбекю, совершает аварийную посадку космический модуль НАСА. Выползший из модуля большой белый человек делает несколько шагов в негнущемся скафандре, водружает на лужайке звездно-полосатый кусок материи, довольно быстро осознает неловкость положения, перемахивает через забор и следующие полтора часа пытается спастись от инопланетян бегством. Вернуться на корабль человеку в скафандре помогает сотрудник местной обсерватории Лем – инопланетянин-подросток, не веривший в существование пришельцев. Мешает – местная военная администрация в лице генерала-патриота, уверенного, что пришельцы хотят зомбировать население планеты. Наблюдают за теми и другими подросток Скифф, зеленая девушка Нира – победительница конкурса "Мисс Планета", и профессор Скиппл, мечтающий заполучить мозг землянина для экспериментов.
Согласимся, что одного анекдота, как на зеленый газон сваливается по ошибке лунный модуль НАСА, было бы вполне достаточно, чтобы вытянуть на этой шутке хорошую полнометражную историю. Но авторы "Планеты 51", как и астронавты НАСА, легкими путями не летают. Начиная с "Марсианских хроник" Брэдбери тема землян, поменявшихся ролями с инопланетянами, всплывает всякий раз, как американская нация начинает испытывать мелкие угрызения совести перед прочим миром, и маленькие зеленые человечки с Планеты 51 – это хороший и уместный разогрев перед большими синими из кэмероновского "Аватара". Тем более уместный, что живут человечки не в джунглях, а на планете, пародирующей Штаты эпохи Эйзенхауэра. Другими словами, американским астронавтам приходится спасаться на других планетах от пародии на самих себя, спроецированной в космос, что заранее примиряет с тем, как нехорошо будут обращаться с синими человечками в фильме Кэмерона.
Правильное наблюдение, что внеземной разум должен выглядеть именно так, как старый добрый американский трэш 50-х про летающие блюдца, является, пожалуй, главным художественным достижением этого фильма. Населенные зелеными гуманоидами ретро-футуристические Штаты отрисованы здесь с большой любовью к духу времени и его деталям: вдаваться в подробности не будем, тем более, что большую их часть удобней рассматривать на "паузе", а в кинотеатрах такую опцию пока не предоставляют. Правда, кроме телевизоров круглой формы и шаров для боулинга в форме Сатурна, попадаются и довольно экстремальные решения, как, например, понятый слишком буквально "метеоритный дождь", когда из туч на головы человечков начинают падать камни. Или местная такса с челюстью чужих, растворящая серной кислотой придорожный столб. К сожалению, сюжет на такие же комплименты не напрашивается: режиссер-дебютант Хорхе Бланко по основной профессии художник, и рассказчик из него, прямо сказать, не важный. Траектория передвижений белого человека в негнущемся скафандре предсказуема с первых кадров, а большая часть придуманных для него шуток выглядит как вымученный продукт коллективного мозгового штурма хорошо оплачиваемых американских сценаристов, хотя в титрах значится всего один – Джо Стиллман, изобретатель, между прочим, Шрэка.
То, что даже инопланетяне будут выглядеть как американцы, еще, более-менее, забавно. Но то, что испанские аниматоры, когда им дали денег, стали похожи на голливудских – скорее грустно. Но об этом знают только взрослые человечки, не правда ли?