Осенью почти одновременно вышло сразу несколько шоу, где порой крайне неожиданным образом в центре сюжета оказались кровопийцы, которые в последнее время все чаще занимают умы кинематографистов. Вампиры 20-х годов сильно отличаются от тех, что были в 00-х: кажется, «Сумерки» остались в прошлом. Рассказываем о 5 проектах, которые по-разному интерпретируют неутолимую жажду крови.
Юбилейный десятый сезон шоу-антологии разделен на две части – первая, «Красный залив», как раз обращается к вампирам. Неутомимый Райан Мерфи и его соавтор Брэд Фалчук в этот раз изучают неприглядную изнанку таланта: жажда крови становится побочным эффектом стимуляции гениальности. Помимо привычного для сериала смакования всего органического «Залив» местами выглядит по-настоящему пугающе: серое небо Новой Англии, мрачные прибрежные пейзажи Кейп-Кода, местные, которые что-то скрывают, и прозрачная кожа ночных гостей, которых не стоит приглашать в дом. Но радуют не только знакомые слагаемые сюжета, но и знакомые лица: в компании давних резидентов «АИУ» вроде Эвана Петерса и Финна Уитрока случился дебют в шоу Макколея Калкина, персонаж которого пытается выжить среди этой бессмертной любви.
И снова место действия – таинственная земля Новой Англии, но теперь уже не обошлось без Стивена Кинга (хотя и в 9-м сезоне «АИУ» прослеживается влияние автора). Король Ужаса когда-то набросал историю о вампирах в рассказе «Иерусалимов удел», в которую позже снова погрузился в романе «Жребий Салема». Короткое произведение в эпистолярном жанре и натолкнуло шоураннеров на идею о сериале по мотивам: самого по себе текста не хватило бы и на две серии, поэтому сценаристам пришлось оправить на место действия собственных героев. Несмотря на то что в «Чепелуэйте» сохранена главная линия с дурной кровью и преемственностью зла, Кинга в сериале на редкость мало, а порой он теряется где-то за пазухой у Лафкрафта. В целом категорически неспешный сериал можно посоветовать любителям костюмных драм и готической мистики — пугают там не только клыками, но и видениями Чарльза Буна (а пугается в его роли Эдриан Броуди).
Парадоксально, но авторская «Полуночная месса» Майка Флэнегана по духу куда ближе к прозе Стивена Кинга, чем «Чепелуэйт», который буквально идет по стопам автора. Тихий клочок земли, молчаливые и приветливые горожане, воскресные службы — уклад местных меняется с прибытием отца Пола: во время его проповедей в церкви случаются чудеса. «Полуночная месса» во многом перекликается с романом «Жребий Салема», но у Флэнегана получилось превратить сериал в пронзительную и нежную исповедь целого города и каждого его жителя. Шоураннер неспешно рассуждает о жизни, смерти, чувстве вины и религии как лекарстве и оружии одновременно. Кровопийцы здесь интерпретируются совершенно в ином ключе: и пусть без укусов не обойдется, но этот сериал использует жанровые шаблоны в метафизической плоскости.
Netflix давно и уверенно идет путем глобализации, а потому в библиотеке стриминга все чаще можно наткнуться на оригинальные сериалы разных стран — от Египта до Исландии.
«Post Mortem: В Скарнесе не умирают» — сувенир из Норвегии, где нет ни налета мистики, ни потворства таинственности. Мертвая ожила прямо на столе патологоанатомов, но после чуда воскрешения отчего-то захотела испить чужой крови.
Вампиризм, как и в «Чепелуэйте», в «Скарнесе» дело наследственное, но рассмотрено оно совершенно с другой интонацией. Это не то детектив, не то драма, не то черная комедия с присущей скандинавам выдержкой и серьезностью. В шоу всего шесть серий — так что это отличный вариант на выходные для тех, кто устал от привычных ходов и хочет чего-то нового.
В сентябре стартовал третий сезон шоу «Чем мы заняты в тени», и похождения вампиров уже продлены на четвертый. Сериал когда-то вырос из культовой (пожалуй, за последние годы она действительно стала культовой) черной комедии Джемэйна Клемента и Тайки Вайтити, которая прижилась у нас с названием «Реальные упыри»: дьявольски смешное мокьюментари о жизни современных вурдалаков в Новой Зеландии. В сериале из Веллингтона вампиры перебрались в Нью-Йорк, но проблемы остались те же: враги, поиск работы, вечеринки и кровь. По мнению большинства критиков, третий сезон шоу превзошел предыдущие два и по доле юмора, и по градусу абсурда. Кажется, соседям-монстрам еще есть чем нас удивить, а потому уже ждем продолжение.