
В отличие от водевильно-легкомысленного «Шагал – Малевич», «Зеркала» тяготеют к сумрачно-пессимистичной трактовке жизни и творчества людей искусства. Цветаева не была простым человеком, а картина краски сгущает еще больше
В отличие от водевильно-легкомысленного «Шагал – Малевич», «Зеркала» тяготеют к сумрачно-пессимистичной трактовке жизни и творчества людей искусства. Цветаева не была простым человеком, а картина краски сгущает еще больше
Судьба была не слишком благосклонна к знаменитой русской поэтессе, писательнице и переводчику Марине Цветаевой, но еще больше страданий выпало на долю ее близких и родных. Переживающая трагедии и удары жизни Цветаева побывает в Крыму и Чехии, Петрограде и Москве, Париже и Берлине, и везде окружающие ее люди будут испытывать лишения и горе. Неуживчивость, требовательность и особенное понимание мироустройства превращают талантливую женщину в тирана, деспота и самодура.
Автор картины «Зеркала» продюсер, сценарист и режиссер Марина Мигунова старательно избегает в жанровом описании своего фильма слова «байопик», и это, безусловно, правильно. При том, что лента охватывает три десятка лет жизни Марины Цветаевой, «Зеркала» сложно назвать биографическим фильмом, картина не идет проторенным проспектом, известным всем интересующимся по биографическим очеркам и сведениям из справочников и энциклопедий. Просмотр «Зеркал» – это словно путешествие вдоль оживленной жизненной трассы по лежащей чуть поодаль тропинке. Временами происходящее с другими исчезает из поля зрения, иногда открываются совершенно неожиданные виды, но главное – наблюдение словно ведется чуть со стороны. Мигунова предлагает взглянуть на Цветаеву через призму ее отношений с близкими, с ее супругом и любовниками.
Диапазон настроений и спектр чувств, изложенных Цветаевой в своих произведениях, необыкновенно велик, однако основой «Зеркал» стали исключительно тревожные, наполненные грустью и неудовлетворенностью жизнью стихи поэтессы. В добром настроении, радующуюся жизни Цветаеву мы видим лишь в самом начале картины, когда ветреная, увлеченная девушка впервые знакомится со своим будущим мужем Сергеем Эфроном. Однако эти сцены мимолетны и выглядят сном на фоне последующих драматических, тяжелых испытаний, выпавших Цветаевой, нарочито выпячиваемых на обозрение зрителям. Героиню словно накрывает душное, пыльное старое покрывало, в котором тускнеет любой пробивающийся солнечный свет, приглушаются звуки и тонут в смраде запахи.
Каждый, кто хотя бы издали наблюдал настоящих гениев, знает, что это люди не от мира сего – они иначе говорят, иначе чувствуют, иначе осмысливают происходящее. Виктории Исаковой, безусловно, удается не просто вжиться в определенный образ, она действительно проживает всю жизнь Цветаевой – вместе с героиней проходит испытание за испытанием, вместе с ней переосмысливает существование, вместе с ней стареет, теряя последние ниточки, связывающие ее с реальностью и жизнью. Это действительно большая, кропотливая работа, в которую непросто погрузиться с головой. Особенной сложности Виктории добавляет то, что сюжет почти не предоставляет ей возможностей для «осветления» картинки – грим, декорации, костюмы лишь добавляют сумрака и тяжести. Можно только догадываться, насколько сложно женщине в таких нечеловеческих условиях. На фоне этой титанической работы несколько блекнут окружающие Исакову актеры, впрочем, это положено и самой судьбой – кто без подсказки вспомнит имена мужчин, окружавших Марину Ивановну на протяжении жизни, у кого отложились в памяти хотя бы имена ее детей? Цветаева действительно возвышалась над всеми, и картина это блестяще демонстрирует.
Просмотр картины нельзя назвать легкой прогулкой по любовной лирике Цветаевой. Это тяжелое, давящее зрелище, не оставляющее равнодушным, хотя и не всегда вызывающее положительные эмоции. Однако рекомендовать просмотр картины как единственно возможного, верного и объективного слепка жизни великой поэтессы нельзя – «Зеркала», как и положено исходя из названия, не дают объема и могут служить только вспомогательным средством для оценки творчества, настроения и мироощущения Цветаевой. Это особый взгляд, скорее настроенческий и очень личный для читателей и зрителей определенного склада характера. Цветаева – слишком многогранный персонаж, чтобы описать ее единственно верно, так что «Зеркала» вполне имеют право на жизнь и, без сомнения, найдут своих благодарных зрителей, по-своему понимающих поэзию.
С 24 апреля в кино.