"Сказка про темноту" Николая Хомерики , участник каннского фестиваля, уточняет, какие сказки рассказывают себе на ночь женщины.
Одинокая Геля (Алиса Хазанова) – младший лейтенант в детской комнате милиции – хочет любить и быть любимой, но в секции бальных танцев, куда она упорно ходит, сменив на леопардовую юбку уставное "мини", хронический дефицит с партнерами. Уличные кавалеры тоже испаряются, как сон. Бежит в панике, завидев милицейские погоны, кавказский горец с приросшей к голове кепкой. Принц в кабриолете оказывается местным уркой. Единственный реальный кандидат – брутальный коллега по работе (Борис Каморзин) – формулирует комплименты трехэтажным матом и глушит из бутылки водку. От одиночества спасает лишь близость к морю, на берегу которого погружается в темноту жизнь главной героини – в нем, светлом и соленом, можно хотя бы раствориться. Растворению, однако, мешает мокрый милицейский китель.
По сравнению с мудренным многофигурным гамбитом, который Николай Хомерики разыграл в своем лирическом ретро-сайнсфикшне «977» (2006), его вторая полнометражная работа выглядит камерным этюдом на пустой доске, где играют тремя-четырьмя фигурами одного цвета, удалив короля с ферзем. Большая проблема, как развивать партию в отсутствие повода для интриги – фильм начинается с одиночества одной фигуры, продолжается одиночеством другой и завершается, в общем, тем же самым одиночеством, но Хомерики за эту партию берется. Ставка, как и положено авторской мелодраме для тонко чувствующей публики, сделана на домысливание отсутствующих короля с ферзем самими зрителями: те, кто считает, что мастера экрана должны водить нас если не за руку, то за нос, скорей всего покинут зал в некотором недоумении, те же, кто предпочитает вальсам одинокие падеде с изящными полуразворотами, получат от фильма удовольствие. А полуразвороты получаются у бывшей балерины Алисы Хазановой очень точные.
Пусть из хлопка одной ладонью, но драма у Хомерики получилась, тем более, что витающий в воздухе Владивостока, где снимали картину, дальневосточный дзен тоже способствовал успеху – некоторые виды моря с подвешенными в молочной пустоте лодочками и катерами хочется украсить иероглифами. По сравнению с "977", где каждый кадр заполняли научные дискуссии, "Сказка", чей словарный запас исчерпывается простым "люблю" и словом на три буквы, смотрится как шаг вперед, несмотря на сильное упрощение задачи: Хомерики должен был запускаться с еще одним сайнсфикшном про советскую науку, но из-за кризиса не запустился и набросал этюд про одинокую милиционершу Гелю, не сумевшую раствориться в море. Кажется, тему фатально одиноких женщин на темном берегу тридцать лет назад дважды закрывала у нас Кира Муратова – сначала "Короткими встречами", потом "Долгими проводами".
Фильм Хомерики не то, чтобы претендует быть с муратовскими в одном ряду. Скорее он просто уточняет, какие эти женщины на берегу рассказывают себе на ночь сказки.