
Временами чуть перегибающая, но весьма цельная, мощная и многогранная картина с блистательными актерскими работами. Религия и масскульт – искрящееся смешение, бьющее зрителя наотмашь
Временами чуть перегибающая, но весьма цельная, мощная и многогранная картина с блистательными актерскими работами. Религия и масскульт – искрящееся смешение, бьющее зрителя наотмашь.
На провинциальный городок Орлеан, расположенный одинаково далеко как от Москвы, так и от других внушительных населенных пунктов, надвигается большая буря. Буря эта не простая, ее предвестником в город является таинственный Экзекутор, человек не слишком приятный, но требующий к себе особенного внимания. Своей жертвой Экзекутор выбирает не особенно блистающую умом грубоватую парикмахершу Лидку, только что избавившуюся от беременности. Пока Экзекутор рассказывает падшей женщине о последствиях ее греха, Лидка раздумывает, как найти управу на странного чиновника, пугающе много знающего о жителях Орлеана…
Российское кино принято ругать за засилье комедий. Романтические, молодежные, праздничные – они действительно заполонили прокат, но даже в этом конвейере, в этом сплошном потоке временами встречаются экземпляры, которые остаются на виду при любых обстоятельствах, которые не укладываются в привычные рамки и не подпадают под общепринятые определения. Это достаточно редкие гости, и, боимся, в 2015 году лимит экстравагантного кино, которое зритель обречен вспоминать даже через весьма продолжительное время, исчерпан «Орлеаном» – новым фильмом Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова.
С комедией, впрочем, мы поторопились, однозначного ответа на вопрос, что за жанр ожидает зрителя, не могут дать даже сами создатели картины. Постер прямо утверждает, что «Орлеан» – это фантасмагория греха (из-за чего, кстати, у Прошкина возник конфликт с авторами музыки к картине британской группой The Tiger Lilies), но что это такое, без бутылки не разобраться. Зрительский и критический интерес к картине подогревался шумным обсуждением показа фрагментов на Кинотавре, а затем и двумя аншлаговыми демонстрациями в рамках ММКФ. Так что же случилось в Орлеане и с какими такими греховными тайнами нам предстоит встретиться? Давайте разбираться.
В первую очередь зрителя все-таки ждет черная комедия. Весьма натуралистичная открывающая фильм сцена аборта, в которой доктор успевает не только орудовать стальными инструментами в чреве героини, но и есть мороженое, попутно выдавая вселенские мудрости, сразу настраивает на особый лад. Для садизма, кровопускания и жестокости сюжет даст еще немало поводов – герои ленты не ищут сложных путей, неугодного пациента доктор предпочитает припугнуть, полицейский начальник – избить, а маньяк-циркач – и вовсе порубить на кусочки. Но и это не все. Есть в фильме и безуспешная попытка суицида, и детское насилие в семье, и драка, и не особенно толерантные слова в адрес национальных меньшинств. В общем, все как в жизни. И страшно, и смешно.
Думаете, нет в такой картине драмы? Да сколько угодно! Печальна судьба отца доктора Рудика (матери, впрочем, тоже не позавидуешь), ужасно прошлое Лидки («загубившей целый детский сад»), страшный шрам многое говорит о былых днях начальника полиции Неволина. Да и настоящее героев не особенно радужное – Лидка бегает с работы в больницу и обратно, Рудик лечит нервы случайным сексом, а мент глушит тревожные мысли алкоголем и баней. И все персонажи ощущают приближение чего-то большого, чего-то необъяснимо важного, непреодолимого и обязательно изменяющего окружающее пространство.
Тогда, может быть, «Орлеан» – это притча? Близко. В кадрах фильма рассыпано множество загадок, у ответов на которые есть не только трактовки режиссера, но и множество других вариантов, каждый из которых равноправен. Кому предназначено кресло на въезде в город? Что означает буква «М» (или «W»?) на входе в офис Экзекутора? Есть ли будущее у героев фильма? Всяк может предложить свои варианты, находя аналогии в Библии, у Чехова или Булгакова. Эта инвариантность придает истории дополнительные грани, расширяя и без того богатую событиями и лицами вселенную «Орлеана».
Так что же такое случилось в Орлеане? Кто тот таинственный человек, который сорвал паутину с сонного города, который перемешал мысли скучающих обывателей, который обрек героев на мучения, вверг в отчаяние или научил любить? Зрителю есть о чем поразмыслить. Подумать о героине, талантливо сыгранной Еленой Лядовой, одной из самых ярких наших актрис на сегодня. Подумать о методах двух охранителей человеческой жизни, чьи роли блестяще исполнили давно известный публике Виталий Хаев и редкий гость в кино Олег Ягодин. Подумать о недалеком маньяке в исполнении Тимофея Трибунцева, который даже не пытается прятать жажду крови аляповатого персонажа. Наконец, зритель имеет возможность насладиться триумфом Виктора Сухорукова, чей ангел или демон, совесть или возмездие, день или ночь жизни является катализатором сюжета.
Фантасмагория ли это? Мы не нашли для себя ответа. Часто авторы скатываются в откровенный стеб. Временами хлестко бьют по религии, общественной морали, государственному устройству. Герои могут говорить о высоких материях, цитируя великих мыслителей, и тут же срываться на язык подворотен. Картина мечется от морализаторства к полной анархии и ничем не ограниченной свободе. Наверное, жизнь в отдельно взятом Орлеане действительно такова – полна грязных тайн за каждой дверью, мрачна и заторможена в ожидании Экзекутора с лицом Сухорукова. Настигнет ли нас торнадо «Орлеана»? Хочется увидеть это. Ведь буря приносит очищение, пусть и не каждому дано ее пережить.
С 17 сентября в кино.