Весьма любопытная почти документальная история еще одного неудачного покорения Афганистана исполнена не слишком удачно – ленту болтает из жанра в жанр, актеры не стали единой командой, а авторы не решились на жесткую финальную точку
Генерал Глен МакМэон – легенда американской армии. После успехов в иракской кампании в 2009 году администрация Барака Обамы и Министерство обороны США переправляют бравого полководца, только что получившего очередной чин, в Афганистан в надежде, что и там он остановит многолетнее противостояние войск коалиции и местных ополченцев. И поначалу МакМэон берется за дела с присущей только ему прытью: лично посещает все зоны конфликтов, встречается с афганским руководством, включая президента Кармаля, беседует с рядовыми морпехами и перекраивает уклад жизни военных баз. Однако вместо того, чтобы следом за выяснением диспозиций нанести сокрушительный удар, генерал оказывается втянут в неудобную для него «войну в чиновничьих коридорах» – лихие атаки заменяются зваными ужинами, на которых вояка должен выпросить себе дополнительный контингент, боевые столкновения превращаются в ответы на едкие вопросы журналистов, а покорение афганских долин становится невозможным из-за того, что генерал вынужден колесить по Европе и встречаться с коллегами по войскам НАТО. В какой-то момент оторванный от войны солдат делает разворот на 180 градусов и обращает обвинительные речи на свое руководство и союзников.
Можно только пожалеть тех, кто сегодня судит о Брэде Питте исключительно по материалам скандальной «желтой прессы», бесконечно мусолящей реальные подробности и глупые выдумки об отношениях актера с Анджелиной Джоли или его актерских работах. Это, конечно, интересно и временами дает некоторое представление о внутреннем мире звезды, но куда любопытнее выглядит та сторона его творчества, которую видят специалисты – Питт оказался блестящим продюсером, чутким к интересным историям, имеющим хватку, вес в профессиональном сообществе и достаточное число знакомств и связей, чтобы из любого проекта сделать «конфетку». Судите сами: только в последние три года под его патронажем вышли картины «12 лет рабства», «Игра на понижение» и «Лунный свет» – ленты, претендовавшие на главные мировые призы и получившие самые высокие кинонаграды. Согласитесь, на новую картину «Военная машина» имеет смысл обратить внимание не только из-за набора актеров – Питт-продюсер гарантирует как минимум то, что постановка получится резонансной.
Впрочем, стоит сразу отметить, что взрывная сила «Военной машины» была заметно «купирована», ведь фильм о том, почему у Америки ничего не получилось в Афганистане, не вышел в широкий кинотеатральный прокат, а стал эфирной новинкой Netflix, относительно нового, но весьма агрессивного игрока на кинорынке. Кино увидело свет, получило оценки критиков и отзывы зрителей, но откровенно «потерялось» на фоне тех блокбастеров, что выходят в кинотеатрах, – на этом фронте Питт заметно и ожидаемо проигрывает. Это, однако, не значит, что кино не получилось или что оно плохое. Наоборот, кажется, лишь со временем нам удастся оценить всю глубину постановки режиссера Дэвида Мишо.
А фокус «Военной машины» кроется в том, что кино это является далеко не простым пересказом успехов и поражений скандального генерала Стэнли МакКристала (авторы фильма «постеснялись» использовать реальные имена, дабы не провести остатки дней в бесконечных судебных делах о защите чести и достоинства), скорее «Военная машина» рассказывает о том, как изменился мир, а с ним и война, в новом веке – в эпоху глобализма, однополярности и транснациональных корпораций. Причем, как бы ни хотелось зрителю, исповедующему ту или иную точку зрения на «американскую военщину», разглядеть однобокую трактовку событий, это вряд ли возможно – «Машина» получилась объемной и выпуклой, эта картина не укладывается ни в одну простую схему.
Мишо, опираясь на материал журналиста Майкла Хастингса, долгое время наблюдавшего «незримый бой» генерала изнутри, одинаково едко изобличает и американскую «демократическую экспансию», и полнейшую несостоятельность местных властей Афганистана, он не делает различия между прямолинейностью военных и трусостью чиновников, в фильме сложно занять любую из сторон – по-своему здесь правы все, но ровно так же понятно, что и решить затянувшийся конфликт в одиночку не может ни одна из сторон. Этим «Военная машина» напоминает кубик Рубика в руках дилетанта – собрав одну из граней, такой горе-стратег обнаруживает, что цвета остальных сторон кубика перемешались.
Впрочем, нужно признать, что безупречно реализовать столь сложный материал авторам фильма не удалось – «Военная машина» непростительно часто для ленты с таким потенциалом и стержнем меняет настроение. К сожалению, до самого финала остается непонятным жанр картины – «Машина» то предстает фильмом-расследованием, то погружается в личные и весьма деликатные биографические переживания главного героя, то сваливается в откровенный фарс и комедию, а к финалу становится военной драмой с невинными жертвами и раскаивающимися в своих решениях солдатами. Увы, целостность восприятия от этого очень хромает, создается впечатление, что за монтажным столом сидели диверсанты, делавшие четыре разных фильма, а не один общий.
Несколько отвлекает и обилие заметных актеров, появление которых в кадре не всегда оправдано. Всегда радостно увидеть в кино Тильду Суинтон, но нужно ли было стрелять по воробьям из пушки? Неожиданное появление в кадре Рассела Кроу забавляет, но многие ли его узнали в десятисекундном фрагменте? Даже Бен Кингсли, который вряд ли нуждается в подпорках, здесь ютится в тесном ложе Тревора Слеттери из «Железного человека» – снова играет комичного слабака не на своем месте. Да и сам Питт часто переигрывает с мимикой, особенно это заметно, когда его герою нечего сказать – тогда драма становится кривлянием уровня «Тупого и еще тупее», упомянутого в «Военной машине».
Картина Дэвида Мишо вполне может считаться аутентичным слепком эпохи – кино, снятое по материалам, опубликованным в развлекательном журнале, вряд ли может быть однозначным, но таков уж современный мир постмодерна: великие полководцы теряют чины из-за смешных разоблачений. Кино из этого расследования получилось угловатым и кособоким, но полезным к просмотру – эпоха передела территорий войсками ушла, но пока остается непонятным, к лучшему это или всем нам на беду.