Один из слабейших сериалов телевселенной Marvel/Netflix – много насилия, стрельбы и погонь, но нет ни смысла, ни движения вперед. Каратель в одиночестве скучен и сер
Избежав тюрьмы благодаря усилиям Карен Пейдж, Фрэнк Касл, прозванный Карателем, не только сохранил жизнь и свободу, но и завершил начатое дело – прикончил тех немногих ублюдков, виновных в гибели его семьи, которым раньше удавалось спрятаться. Но успокоения это не принесло, бывшего солдата все так же преследуют кошмары и видения, которые он пытается погасить тяжелым трудом. Однако, как ни пытается Фрэнк держаться в стороне от проблем и неприятностей, природа очень скоро берет свое – он снова оказывается вовлечен в преступные разборки, выбраться из которых удается только с помощью беглого аналитика разведки Дэвида Либермана. Дэвид тоже вынужден инсценировать смерть и скрываться даже от собственной семьи, пытаясь разгадать все детали заговора внутри ЦРУ, который едва не стоил ему жизни. Очень скоро обнаруживается, что оба беглеца связаны кровавым грязным преступлением, совершенным в Афганистане, и только выведение высших чинов на свет поможет очистить имена Либермана и Касла.
Персонаж комикс-вселенной Marvel Каратель – один из самых противоречивых супергероев (или, если хотите, злодеев) и к тому же крайне неудачливый в киноадаптациях, у него выходило три сольных фильма, но все они оказались никуда не годными. Привлечение спорного героя в сюжетную паутину телевизионной адаптации комикса о Сорвиголове от сервиса Netflix казалось не лучшей идеей, но, на удивление, новый Каратель оказался вполне удачным, а главное – уместным в реалистичной, депрессивной и несколько мрачной телевселенной Джессики Джонс, Люка Кейджа и Железного кулака. Да и зрителям Джон Бернтал в брутальном военном снаряжении пришелся по вкусу – неудивительно, что Netflix решила дать зеленый свет отдельной истории Фрэнка Касла.
Хорошее вступление, но проблема Карателя в том, что его происхождение, трагедия, приведшая к гибели семьи, и отношения с бывшими «братьями по оружию» – это самая интересная и живая часть характера героя. В остальном из Касла совершенно нечего выжать, он всего лишь машина для убийства, тот самый пистолет или автомат, на курок которого нажимает хороший или плохой персонаж. В какой-то мере в комиксах Карателя и используют в качестве орудия – он нужен там, где супергероям с хорошей репутацией не стоит марать руки, он не стеснен рамками общепринятой морали, хотя и имеет определенный собственный свод правил, Фрэнк Касл, наконец, может быть «оправданной жертвой», военный знает, на что идет, его контракт со смертью подписан давным-давно.
А что же нам предлагает сериал? Как и эпизоды «Сорвиголовы», сольник «Каратель» посвящен прошлому Фрэнка Касла. Теперь в его проблемах, оказывается, виноваты не только ирландские бандиты и шайка байкеров, но и бывшие сослуживцы и командование. Авторы достают с антресолей заезженную пластинку про Афганистан и Кандагар, про наркотики, перевозимые с Ближнего Востока в США, про секретные тюрьмы с жесточайшими пытками и заказные убийства мирных жителей. Это, пожалуй, самое скучное, что можно было придумать о прошлом Касла, и красочные сцены с прорывом в одиночку или с избиением спецагента ЦРУ ничуть эту скуку не разбавляют – здесь далеко до «Родины», да и «Американским снайпером» не пахнет.
Может быть, в мирной жизни в настоящем Касл интереснее? Ничуть. Пытаясь не выделяться, герой себя ведет так, словно напрашивается на поимку или расстрел полицией. Он лезет туда, куда не следует, мнит себя единственным борцом за справедливость. В случае подобной негибкости персонажа авторы обычно добавляют легкомысленного, энергичного, юморного подельника, но и здесь у Карателя все грустно – Дэвид Либерман откровенно не тянет на хоть сколько-то увлекательного героя. Да, его ситуация с семьей интересна, но только первые пару-тройку эпизодов.
А их, простите, тринадцать! И мы снова сталкиваемся с той же проблемой, за которую Netflix критиковали не раз и не два: 13 часов рассказывать о том, что умещается в пару серий, некрасиво по отношению к зрителям. В «Карателе» работает то же правило, что в «Люке Кейдже» или первом «Сорвиголове»: «Интересное начнется примерно с восьмой серии». Этим можно водить за нос раз, два, но на третий хочется просто выключить телевизор. При этом саму сюжетную арку сериала изысканной не назовешь – с первых минут понятно, кто злодей, кто на самом деле хороший и чем все закончится. Так ради чего смотреть?
Только ради насилия? Сомнительный бонус. Да, Фрэнка в сериале отмывают от крови с десяток раз, в него прилетают пули и ножи, он падает с высоты и оказывается в эпицентре взрыва. Еще больше людей он бьет, калечит, убивает, расстреливает из снайперской винтовки – и все это красочно, бодро, с обилием крови и живописными синяками (сцена выстрела в бронированное стекло и вправду чудная), но сколько подобных эпизодов нужно зрителю? Не перебрал ли с этим «Каратель»?
После окончания мучительного просмотра хочется подбодрить себя – все не так уж и плохо! Действительно, Джон Бернтал – лучший Каратель на сегодняшний день, хороши в своих образах Бен Барнс и Эмбер Роуз Рева, удачными получились персонажи Си Томаса Хауэлла и Дэниэла Уэббера, Дебора Энн Уолл, наконец, украшает всю эту пеструю компанию. Но что вселенная Marvel/Netflix имеет в сухом остатке? Общий сюжет ничуть не продвинулся, пути для продолжения не намечены, к тому же Каратель остался в стороне от Защитников. Так удача ли это? Увы, но сам по себе Каратель столь же интересен, сколь увлекательна жизнь молотка или отвертки. Можно, разумеется, и о жизни в ящике с инструментами снимать сериалы, но сработает это не больше одного раза. Каратель свой «раз» уже использовал.