
Удачный фильм-концерт Metallica, подпорченный никому не нужной вымышленной сюжетной линией
Группа Metallica устраивает концерт в одном из американских мегаполисов. Пока музыканты выступают на сцене, один из организаторов концерта посылает молодого интерна Трипа (Дэйн ДеХаан) за некой вещью, которая понадобится в конце выступления. Трип нехотя едет по указанному начальником адресу и влипает в кровавое побоище между полицией и анархистами.
Майли Сайрус, Кэти Перри, братья Джонас, One Direction, Metallica… Metallica?! Да, Metallica. Кто сказал, что киноконцерты, снятые в 3D, – это забава молодых попсачей? Один из первых таких фильмов был снят на концерте U2. А что хорошо для Боно, Эджа и их коллег, то подходит и для группы Хетфилда и Ульриха, которые еще четверть века назад избавились от подросткового максимализма в духе: «Настоящие металлисты не снимают клипы для MTV!» Снимают, снимают. Еще как снимают. И клипы, и концертные фильмы, и телешоу. Если есть бюджет, заинтересованная студия и потенциальная аудитория – почему бы не снять? Поклонникам – подарок, а музыкантам – деньги на долгожданную позолоченную статую акулы у бассейна (помните серию «Южного парка» о нелегальном скачивании и страданиях Ульриха?).
Другое дело, что «Сквозь невозможное» ничуть не похож на недавний фильм-концерт One Direction. Легенды трэш-металла не ходят по магазинам, не дурачатся в гостиничных номерах, не целуются с родителями (они сами уже давно родители), не ведут задушевные беседы у костра и даже не подтрунивают друг над другом за кулисами. Они не шантрапа. Они – боги музыки. По крайней мере, в глазах венгерского постановщика Нимрода Антала («Хищники»). Поэтому в его фильме Metallica только выступает на сцене и только рубит металл. Закулисные дрязги, наркомания и алкоголизм – все это осталось в откровенной документальной ленте 2004 года Some Kind of Monster, рассказывавшей о создании альбома St. Anger. В «Сквозь невозможное» боевая четверка предстает слаженной, безукоризненной машиной – музыкальным «Мерседесом», если хотите. Полтора часа они мечутся по сцене, со всех сторон окруженной беснующимися фанатами, и посреди пиротехнических взрывов, огромных видеоэкранов и внушительных инсталляций (вроде спускаемого с потолка искрящегося электрического стула) исполняют проверенные временем хиты со своих первых альбомов и пару-тройку лучших песен с последних релизов. Enter Sandman, Master of Puppets, For Whom the Bell Tolls, Ride the Lightning, Nothing Else Matters – если вы знаете музыку Metallica, вы можете предсказать, какие песни услышите в картине, не глядя в плейлист диска с саундтреком. Камеры Антала при этом вьются вокруг музыкантов и заглядывают им в глаза, чтобы зрители увидели: когда Metallica на сцене, в их сердцах нет ничего, кроме упоения водопадом звука, который они обрушивают на слушателей.
Если бы «Сквозь невозможное» этим ограничился, он стал бы безупречным фильмом-концертом для фанатов группы, которые хотят увидеть команду на большом экране и услышать ее на мощной кинозальной акустике. Но Metallica, как обычно, сама себе подгадила. Она навязала Анталу невнятную «сюжетную линию» про Трипа, который с обалдевшим лицом бродит по пустому городу, залитому кровью и завешанному трупами на фонарях. Потом он дерется с загадочным типом в противогазе и на коне, поджигает себя, умирает и воскресает… Теоретически эти сцены подчеркивают мрачную и агрессивную атмосферу песен группы. Но на деле хиты Metallica настолько мощны, что они в визуальном подчеркивании не нуждаются. Это вам не Бритни Спирс, которая бы без клипов не состоялась. И когда, например, Master of Puppets «подчеркивается» ожившей марионеткой (Трип возит куклу с собой в машине), то это смотрится не круто, а глупо, и песня ничуть не выигрывает. К тому же попытка Metallica встать на сторону анархистов абсурдна. Война группы со скачивателями музыки давно доказала, что в противостоянии полиции и анархистов Хетфилд и К – на стороне закона и порядка. Кроме того, они в свое время поддержали использование их музыки для пыток пленных мусульман. Ну какой после этого анархизм? К счастью, сцены с Трипом столь коротки, что они почти не отнимают время у «главного блюда» – восхитительного концерта. Да, Metallica давно продалась, но зажигать они не разучились!