30 декабря в 21:30 ТНТ представит убедительные доказательства существования легендарного барда Эдуарда Сурового, а также расскажет о его семье, личной жизни, первых шагах в музыке и том огромном влиянии, которое он оказал на будущих звезд советского и российского шоу-бизнеса. В псевдодокументальном расследовании «Эдуард Суровый. Слезы Брайтона» приняли участие Иван Ургант, Дима Билан, Михаил Боярский, Максим Галкин, Лев Лещенко, Григорий Лепс, Гарик Харламов и многие другие.
Подобного жанра еще не было на российском телевидении, и в этом весь ТНТ со своими новыми, неординарными, задающими тренд проектами. Безусловно, псевдорасследование ТНТ «Эдуад Суровый. Слезы Брайтона» — это классная пародия, не только иронизирующая над жанром документалистики, но и заставляющая зрителя на полном серьезе допускать, что Эдик не фантазия, а реально существовавший человек. Уж слишком размытая получилась грань, отделяющая миф от реальности. Возможно, человеку не знакомому с творчеством Эдуарда Сурового в рамках Comedy Club (возможно есть такие?) будет интересно посмотреть этот байопик, не думая о фейке, троллинге и документалке с приставкой псевдо.
В кадре звезды от Лещенко до Билана с убедительностью коучей личностного роста взахлеб рассказывают историю о легендарном барде. Получается настолько правдоподобно, что из статуса странного персонажа, исполняющего песенки на грани бреда сумасшедшего в каламбурочной, Суровый становится в один ряд с самыми популярными героями кино и ТВ. Форест Гамп, Борат и Шерлок Холмс — это чистый вымысел, но зритель безоговорочно верит в их реальность. То же самое и с Суровым, который благодаря своим авторам и, безусловно, безграничному комедийному таланту Гарика Харламова, стал живее всех живых.
Но как создателям подобных проектов удается оживить таких персонажей и заставить зрителей сопереживать им на полном серьезе? Как добиться правдоподобности и не превратить все в балаган? Конечно, можно долго рассуждать на тему гениальности творцов, великолепно прописанных сценах, драме, перипетиях, саспенсу и прочим атрибутам повествования. Да, все это обязательно должно присутствовать в любом захватывающем действии, но при этом существуют и беспроигрышные приемы, позволяющие героям вроде Сурового обрести жизнь. Один из них и, пожалуй, самый главный — это как можно теснее интегрировать условного Сурового, Гампа, Холмса и Бората в действительность, сделав их частью новейшей истории. Артур Конан Дойль поселил своего знаменитого сыщика на реальной лондонской улице Бейкер-стрит, трогательный Форест Гамп, существовавший лишь в фантазиях американского писателя Уинстона Грума, оказал влияние на развитие всего рок-н-ролла, показав самому Элвису Пресли парочку уникальных движений, а «Борат» Саши Барона Коэна и вовсе снимался с минимальным сценарием и оживал с помощью многочисленных камео и ничего не подозревающих, попадавших в кадр случайных людей.
А что же Суровый? Здесь все не просто реалистично, а гиперреалистично. В кадре британский журналист Говард Кемпбелл рассказывает о засекреченном советском барде 70-х годов прошлого века. Уникальный стиль Сурового и последующие события, восстановленные в ходе расследования, показывают, что Эдуард должен был стать не просто звездой советской эстрады, а явлением мирового масштаба, вторым Джоном Ленноном, Бобом Диланом и Робертом Плантом.
Но прежде, чем превратиться в кумира миллионов, ничем не примечательный молодой человек с гитарой часто выступал на Арбате или на небольших эстрадах столичных парков. Его музыка не отличалась от той, что тогда было принято называть самодеятельной песней, с крайне примитивной лирикой; в основном она была посвящена московскому метро и бесчисленным железнодорожным станциям Советского Союза.
Как обычно бывает, судьбу героя решил случай. В 1974 году в английском Брайтоне проходил знаменитый европейский музыкальный конкурс. В последний момент от участия отказывается одна из стран и тогда организаторы обращаются к СССР с просьбой предоставить своего артиста. Советский исполнитель на буржуазном, капиталистическом соревновании — дело неслыханное, тем не менее, генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев приоткрывает железный занавес и дает добро. Само собой, никакой другой результат кроме победы даже не рассматривается — нужно показать тотальное превосходство советского строя над загнивающим западом. Поэтому приказ партии — только победа!
Но на кого из исполнителей возложить огромную ответственность? На Льва Лещенко? Валерия Ободзинского? Эдуарда Хиля? А может быть дать шанс его тезке, никому неизвестному барду, исполняющему песни со странной тематикой? Казалось бы, ответ очевиден, но после прослушивания на Лубянке у руководства страны не остается никаких сомнений: от Советского Союза в английский Брайтон поедет именно Эдуард Суровый.
О том, благодаря чему он сумел обойти суперзвезд советского шоу-бизнеса и насколько удачным было выступление Сурового в Англии, покажет документальное расследование «Эдуард Суровый. Слезы Брайтона» 30 декабря в 21:30 на ТНТ.