Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneP4zzpPozM Okko Okko
Интервью

Жизнь и сказки: интервью с Романом Конбрандтом

Роману Люциановичу Конбрандту недавно исполнилось 75 лет. Чуть меньше он провёл на съёмочной площадке. Трудно найти в кинематографической среде человека, чей опыт работы может сравниться с богатейшей историей его "жизни в кино" -- он работал с Донским, Кулиджановым, Роу...

Добавить в закладки
Жизнь и сказки: интервью с Романом Конбрандтом

Каким образом кино вошло в Вашу жизнь?

Я был влюблён в мир кино без памяти издавна, ещё на фронте. Когда служил в ВМС в Таллинне, то предоставлял для таллиннской киностудии технику, матросов. Эта студия, в свою очередь, сотрудничала с московской киностудией имени Горького, а мне нравились фильмы этой студии, и я хотел там работать.

Первый опыт работы на съёмочной площадке вы получили на съёмках фильма Марка Донского "Здравствуйте, дети!"?

Да, мне посчастливилось работать сразу на серьёзной картине. Я был администратором площадки, тогда ещё по договору, вне штата. Тем не менее, очень серьёзно отнёсся к своим обязанностям. Имея военный опыт, внедрил новый подход к коммуникациям и использовал рацию при съёмках фильма. Донскому очень понравилось, и впоследствии он всегда требовал рацию.

Вы работали на съёмках большинства сказок Александра Роу. Эта работа для вас много значила…

Я был назначен на фильм "Королевство кривых зеркал" на ту же должность, что и ранее. А директором был Г.Рималис, которого я считаю своим первым учителем. К тому времени я уволился в запас и поступил во ВГИК без отрыва от производства. Мы стали дружны с Роу. Этот удивительный человек тщательным образом готовился к съёмкам. Исходя из личного опыта, хочу сделать напутствие молодым кинематографистам: в съёмочной группе дисциплина и 99% эффективности работы зависит от режиссёра. Часто бывает, что режиссёр творчески не готов к работе, однако, готовность режиссёра к съёмкам – главная черта профессионализма. Роу был настоящим профессионалом. Даже будучи больным, он выезжал в свободный день с художником на объект, продумывал все детали, и потом мы снимали три дня вместо запланированных пяти. До выхода на площадку все сцены прогонялись съёмочной группой и актёрами несколько раз. На картине "Морозко" я был уже фактически директором. Через некоторое время Роу уже сам позвал меня работать на кинофильм "Огонь, вода и медные трубы". Я вспоминаю, что все до единого любили работать с ним. Актёры обожали его за искромётный юмор. Помните его шутку о Милляре: "Это представитель нечистой силы в советском кинематографе"?
Далее следовали работы "Варвара – краса, длинная коса" и "Золотые рога". Вообще, школа дисциплины и ответственности, пройденная мной при работе с Роу, дала мне незаменимые навыки.

Какие трудности возникли при самостоятельной работе?

Их помогали преодолевать коллеги, которым я очень обязан. Хотел бы отметить такую работу, как "Синяя тетрадь" Льва Кулиджанова. Директором был Геннадий Шолохов, он многому научил меня, хотя я к тому времени уже работал самостоятельно. Серьёзным испытанием для меня были совместные фильмы. Первой такой работой (совместно с Японией) стал "Маленький беглец", где директорами были Рималис и я. Я многому научился при съёмках сложного постановочного фильма "Украденный поезд" (СССР-Болгария) и следующей совместной картины с этой страной – "Русалочка". Неизгладимый след оставила работа с Г.Бритиковым, одним из самых авторитетных руководителей в кинематографе, суровым и справедливым. Когда Кулиджанов предложил мне работу на совместном с ГДР телепроекте "Карл Маркс. Молодые годы", я понял, какой огромной школой была для меня вся работа с ним. Я вспоминаю, что на вопрос, почему этот человек большой культуры никогда не повышал голос, он отвечал: "Если я говорю громко, меня слышат, когда говорю тихо – меня слушают".

Вы успешно совмещали работу на съемочных площадках с общественной деятельностью?

Да, я был заместителем директора фестиваля на Дальнем Востоке и в течение 10-ти лет оставался бессменным руководителем детских фестивалей МКФ.

Чем Вы занимаетесь в последнее время?

Некоторое время назад Кулиджанов пригласил меня на кинопроект "ХХ век". Это художественно-документальная лента, в которой отражается наша эпоха. В процессе работы мы создали ТОО "Кинопроект ХХ век", где продолжали работу над этой тематикой во главе с режиссёром Лисаковичем… А сейчас и век закончился, и ТОО с таким названием прекратило своё существование… Мы стали готовить новое объединение под условным названием "Ваше кино" на базе студии Горького.

Сегодня много говорят о роли продюсера. Это относительно новое для нашего кинематографа понятие.

Я считаю, что продюсеров в нашей стране пока нет. Во всяком случае, как класса. Есть только единичные представители (Жигунов, Досталь). У нас почему-то считается: достал деньги – уже продюсер. А вспомните роман "Вечер в Византии", там точно сказано, кто такой продюсер. Это, прежде всего, – автор идеи. На нём лежит ответственность за выбор драматурга, режиссёра, актёров. Это должен быть всесторонне образованный человек, разбирающийся во всех видах искусства.

Вы выпускник экономического факультета ВГИКа. Какими были ваши студенческие годы?

Я был самым старшим на курсе. У нас был очень хороший коллектив, почти каждый год мы собирались с однокурсниками. После института многие заняли хорошее положение и сохранили добрые отношения с преподавателями.

Вы называли Рималиса, Бритикова своими учителями. А у вас были ученики, которым вы передавали свои знания?

Безусловно. Во-первых, Борис Грачевский, директор "Ералаша". Он начал работать с 18-ти лет, всегда полон энергии и творческого духа. Он много лет был моим заместителем на детских фестивалях. Причисляю к своим ученикам также В.Круглова и А.Буткевича. Но, к сожалению, жизнь столкнула меня и с таким явлением, как неблагодарность… Впрочем, мне не хотелось бы на этом останавливаться.

Что вы могли бы пожелать сегодняшнему поколению выпускников?

Прежде всего, ни в коем случае не надо отчаиваться. Кинематограф не раз был в упадке, были годы малокартинья, когда выпускалось по пять фильмов в год. Да, сейчас тяжёлый период, но кино уже встаёт на ноги. Этот вид искусства вечен. Надо искать новые формы проката и производства. Главный принцип работы – не экономить на людях, на личном составе. Это всегда даёт свои результаты. И потом, диплом экономического факультета даёт возможность работать не только в кино, с ним можно устроиться на любую работу экономиста. Желательно знать программирование, уметь пользоваться компьютером, знать один из основных иностранных языков. Необходимо быть настойчивым и мужественным – как известно, "без труда…"

Вероятно, для многих Ваши советы окажутся незаменимым пособием для работы. Примите искренние пожелания успехов и долгих лет жизни!

Текст: Марина Кучкова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?