![Аутсорс](/themes/filmru_desk/img/okko/autsors-desktop.png)
Бронебойная слезовыжималка.
Бронебойная слезовыжималка.
1987 год. Очень толстая, очень неприятная, неграмотная черная девушка из Гарлема пытается как-то управиться с собственной жизнью – матерью-садисткой, ребенком-дауном, второй беременностью в результате изнасилования и уроками в учебном центре. В этом центре она находит друзей, там ее учат читать и писать. В мечтах она – суперзвезда на сцене. Жизнь гораздо непригляднее. Основано на повести поэтессы Сапфир История, в которой «не повезло» выходит на принципиально новый уровень: не просто беременная школьница, а беременная во второй раз. От собственного отца. Больного СПИДом.
Если существует адский трэш в драме – то это он. Больше всего «Сокровище» напоминает телевизионные ток-шоу о несчастных доверчивых девушках, разве что в фильме нет послушно аплодирующей публики – но ее роль успешно играет настоящая публика: фильм одновременно получил Гран-при фестиваля независимого кино «Санденс» и был номинирован на «Оскар». Режиссер Ли Дэниелс, возможно, сам не отдавая себе в этом отчет, показал, чем искусство отличается от телешоу. Главное, что не позволяет зрителям относиться к «Сокровищу» как к теленабору придуманных страданий, – это кажущееся тупое безразличие, с которым героиня, пятнадцатилетняя Прешес, встречает очередной удар по голове. «Удар» в прямом смысле слова: мать избивает и ее, и ее детей, унижает и издевается, а девочка терпит.
Актеры не играют, а проживают весь этот кошмар, ни разу не скатываясь в гротеск, а удерживаясь на тонкой грани истинного садизма. Вздрагивать от ударов и утирать слезы надежды приходится публике. После «Волчка» и «Похороните меня за плинтусом» – российского морального порно на тему «родители и дети» – «Сокровище» поражает умением режиссера превратить беспросветную чернуху в зрительский жизнеутверждающий фильм.
Ли Дэниелс пробуждает интерес и уважение к одной из самых неприятных героинь, появившихся на экране в последнее время, да и просто дает надежду там, где надежды быть не может. А на месте Прешес – «Сокровища» – легко представить независимое кино: унылое, некрасивое, социально-ориентированное, из бедной семьи, оно терпит побои продюсеров, а в мечтах видит себя на красной «оскаровской» дорожке. Где иногда и оказывается.