Путаное и крайне слабое сценарно французское криминальное кино, не стоящее и пяти минут классических лент Жоржа Лотнера или Жан-Люка Годара
Путаное и крайне слабое сценарно французское криминальное кино, не стоящее и пяти минут классических лент Жоржа Лотнера или Жан-Люка Годара.
Пятнадцать лет Джо провел за решеткой. Вернувшись в свой родной район, мужчина оказывается словно в ином мире – на улицах заправляют совсем другие люди, вместо благородства уличных бандитов район накрыла жестокость наркоторговцев. В таких условиях «старому волку» оказывается сложно найти свое место. Еще сложнее наладить личную жизнь – любимая женщина Джо вышла замуж за другого и воспитывает сына, держа в тайне прошлое отца. С изяществом слона в посудной лавке Джо начинает выстраивать отношения в этом новом мире, всюду сея смерть и разрушения…
Некогда французский кинематограф славился своими криминальными картинами, на новинки с участием Жан-Поля Бельмондо и Алена Делона зрители выстраивались у касс кинотеатров в длинные очереди, на героев фильмов хотели быть похожими, а романтизмом бандитского мира режиссеры часто прикрывали социальную неудовлетворенность сложившегося государственного строя. В какой-то мере «Парней из Менильмонтана» можно считать продолжателем тех славных традиций, но продолжателем убогим, слабым и блеклым. Как это часто бывает, обращение к лучшим образцам прошлого не привело ни к чему, кроме того, что прошлое стало выглядеть еще лучше.
Прежде всего, «Парни» оказались крайне слабыми сценарно, фильм буквально построен на условностях и случайностях. Будь это основой фильма Тарантино, любителя замешать сюжет на нелепых встречах и странных пересечениях судеб, никто и слова бы не сказал, но автор «Криминального чтива» никогда не относился к своим фильмам как к социальным высказываниям, а полагал их веселыми приключениями. Ален Минье же со всей возможной серьезностью заставляет героев случайно встречаться то там, то тут, при этом они спокойно убивают друг друга незаметно для других, но попадаются на мелочах, и избавиться от ощущения искусственности происходящего невозможно с первых же кадров ленты.
Судите сами. Главный герой, выйдя из тюрьмы, идет откапывать свою заначку, и находится тайник, конечно, во дворе местного криминального авторитета. Обмен старых денег Джо приводит того в банду, которую он только что обидел. Несколько хулиганов, перешедших дорогу ведущему персонажу, как и положено, оказываются приятелями его сына. Будь такое хитросплетение частью многоперсонажной путаницы с комедийным оттенком, вопросов бы не было, но для драмы фильму недостает реалистичности связей между людьми.
Не получается и сопереживать героям, ведь многие введены в сюжет явно искусственно. Не особенно удается раскрыть характер Джо его отношениями с сыном, а тем паче с проституткой, которая свои две экранные минуты фильма тратит на рассказ о «тяжелом наследии царского режима» и отнятом государством ребенке. Что уж говорить про бывшую супругу героя, которая нынче страдает от безработицы и вынуждена жить с человеком, который ей изменяет. А уж какие колоритные цыгане и арабы окружают Джо – закачаешься! Настоящие картинки с выставки, незамутненные клише и ярлыки, говорящие только об одном – недовольстве автора сложившимся во Франции положением вещей. Надо сказать, современное французское кино частенько обращается к теме мигрантов, некоренного населения, этнической преступности и всеобщей разобщённости, однако редкий фильм может похвастать таким обилием неприкрыто расистских взглядов на не разрешенную пока проблему толерантной Европы.
Но самая главная проблема фильма кроется даже не в неприкрытой злости, бесхребетности сюжета или картонности персонажей. Лента банально не доходит до точки кипения, ингредиенты (уж какие есть) собираются в общий котёл, но не перемешиваются и не подаются к столу. Фильм даже своим холостым зарядом не то что стреляет в молоко, он не выстреливает вообще. Герои как случайно встретились, так случайно и разошлись, ничего даже не поняв.
Меньше всего в таком случае хочется винить актёров, но и они в «Парнях» выглядят крайне слабо, нет ни одной сцены в фильме, которая была бы сыграна искренне, тонко, правдиво. Как Джо попадает в мир новых правил, которого он не знает, так и артисты оставляют впечатление своего случайного нахождения на съёмочной площадке, образы не проработаны, диалоги не отточены, химия отсутствует. Смотреть подобное кино ничуть не легче, чем многочисленные российские криминальные сериалы, а это смертельный диагноз.
С 6 августа в кино.