Музыка и кино неразрывно идут рука об руку с первых лет зарождения кинематографа. Звуковое сопровождение всегда было прекрасным подспорьем для видеоряда, и кино отвечает музыке взаимностью
Феномен ливерпульской четверки рассматривался в таком большом числе фильмов, аналитических программ и публицистических статей, что только их перечислению можно посвятить весь день. Мы же рекомендуем посмотреть знаковую документальную ленту What's Happening! The Beatles In The U.S.A., рассказывающую о начале американского бума The Beatles. Группа, давшая концерты в Нью-Йорке, Вашингтоне и Майами, была запечатлена не только на сцене, но и за кулисами – все поклонники любят такое. В 1991 году ленту перемонтировали, сократив некоторые хроникальные кадры и добавив собственно концертные номера «битлов». Выбирать вариант для просмотра предоставляем вам – на наш взгляд, оба хороши.
Истоки популярности рок-н-ролла желающие могут проследить по тому, как на зрителя действует документальный фильм Стива Биндера T.A.M.I. Show. Несколько исполнителей, которым еще только предстоит вкусить в полной мере мировое признание, собрались в калифорнийской Санта-Монике для двух больших концертов. Слегка затуманив глаза родителей легкой музыкой в самом начале, шоу взрывается к концу феерической энергетикой Джеймса Брауна и The Rolling Stones. Именно об этих концертах Кит Ричардс говорил, что выходить на сцену после Брауна – самоубийство, превзойти его невозможно. Так ли это? Смотрите шоу ТАМИ.
Какая же музыкальная история без короля рок-н-ролла Элвиса Пресли? Пресли не прочь был посниматься в игровых фильмах, особенно если ему предоставляли свободу спеть в кадре, а еще лучше – станцевать. А вот документальный фильм знаменитый исполнитель удосужился почтить своим присутствием лишь в 1970-м. Картина Дэниса Сандерса рассказывает о закулисье гастрольного тура Элвиса в Лас-Вегас. Пресли находится в отличной форме, его карьера на самом пике, зрители в нетерпении – и шоу получилось восхитительным: почти четыре десятка песен вошло в этот фильм, и ни одну нельзя вычеркнуть, все прекрасны.
В какой-то момент истории получилось, что людей, утверждавших, будто бы они присутствовали на фестивале в Вудстоке в 1969-м, оказалось гораздо больше, чем эта площадка на открытом воздухе могла вместить. Не в последнюю очередь мы связываем это с тем, что фильм Майкла Уэдли Woodstock оказался столь глубок, ярок и всеобъемлющ, что его просмотр автоматически приобщал к числу избранных. Три концертных дня спрессованы в три часа, накал эмоций фантастический, легендарные музыканты, секс, наркотики и рок-н-ролл – лучший фильм о переломном моменте рока.
Приставка Live в названии концертной документалки группы Pink Floyd лишь добавляет дополнительного психоделизма ситуации – дело в том, что свое выступление британский коллектив устроил на руинах античного амфитеатра Помпей в Италии. Вневременная музыка Pink Floyd особенно хорошо легла на старинные камни, некогда впитывавшие тепло тел зрителей гладиаторских боев, более психоделической картины невозможно себе и представить. С 1972 года фильм несколько раз исправлялся и дополнялся, так что сегодня хронометраж вырос с 60 минут до 92. Но разве кто-то будет против?
Гениальный исполнитель и певец Джими Хендрикс при жизни не так часто попадал на экраны телевизоров, чтобы наскучить своим поклонникам. Восполнять эти пробелы наследники музыканта стали лишь после смерти певца, и наиболее яркой данью памяти стал фильм с незамысловатым названием Jimi Hendrix. В документальную картину вошли фрагменты выступлений Джими, интервью с его друзьями, членами семьи и коллегами-музыкантами. Невероятная по своей душевности работа постановщиков достойна того, чтобы стать вашим путеводителем по вселенной Хендрикса.
В конце 70-х истории многих групп обросли таким количеством слухов, невероятных событий, фантастических по энергетике концертов и туров, что кинематографисты могли уже посвящать свои ленты не исследованию единичных шоу, а анализу целого культурного пласта. Ярчайшим явлением того времени стала группа The Who, творчеству которой посвятил свою картину The Kids Are Alright режиссер Джефф Штейн. Материалы, тщательно собиравшиеся с 1964-го по 1978 год, были упакованы в документальную картину, где выступления смешаны с закулисными репетициями, а тексты песен чередуются с интервью участников группы. Наиболее полная и подробнейшая энциклопедия британского коллектива, завоевавшего весь мир.
Как 70-е были эрой рок-н-ролла, так последнее десятилетие XX века стало эпохой гранджа и постпанка. Широкой поступи новой волны посвящен фильм Дэвида Марки 1991: The Year Punk Broke – в центре повествования августовская часть тура 1991 года групп Sonic Youth и Nirvana по Европе. Анализ последствий трансформации панка по горячим следам, обрамленный прямой речью непосредственных участников событий, – это ли не лучший способ погрузиться в эпоху? На фоне повального интереса к гранджу после гибели Курта Кобейна фильм Марки, сделанный тогда, когда «это еще не было модным», смотрится особенно интересно.
Легко делать документальное кино о тех, кто еще жив, за кем ты наблюдаешь в реальном времени и с кем имеешь возможность поговорить, взять комментарии для фильма. Но как быть с теми, кого с нами уже нет? Режиссер-документалист Стивен М. Мартин в 1994 году продемонстрировал свой фильм о русском и советском ученом и экспериментаторе Льве Термене, пионере электронной музыки, изобретателе терменвокса. Событий в жизни Термена хватило бы на добрый десяток лент: он и удивительными патентами отметился, и в ГУЛаге отсидел, и был делегатом от СССР в заграничных культурных турне, а главное – оказал значительное влияние на формирование целого жанра – музыкальной электроники.
В своем рассказе о лучших спортивных документалках мы упомянули о ленте «Когда мы были королями», живописующей события вокруг схватки на ринге Мухаммеда Али и Джорджа Формана. Предлагаем взглянуть на те события с другой – музыкальной – стороны. На радость поклонникам, параллельно с противостоянием боксеров в Киншасе прошел музыкальный фестиваль «Заир’74», на котором выступили несколько очень ярких артистов, возглавляемых легендарным Джеймсом Брауном. Музыкальные номера в совокупности с кадрами спортивной хроники продемонстрировали расцвет антиколониального движения в Африке, символически наделив чернокожее население энергией побед и способностью владеть вниманием масс.
Многие режиссеры, прославившиеся своими игровыми фильмами, брались за документальное кино о музыке и музыкантах, но никто, пожалуй, не достиг в этом таких успехов, как Мартин Скорсезе. Мы откроем длинный список его блистательных докуработ картиной о Джордже Харрисоне, отмеченной двумя премиями «Эмми». George Harrison: Living in the Material World – это полноценная документальная биография прославленного члена ливерпульской четверки, охватывающая годы становления The Beatles, расцвет битломании, путешествия Харрисона в Индию. Подлинная ценность фильма Скорсезе заключается в том, что лента показывает, почему Харрисон был важен для The Beatles, какова была его суперспособность в этой «фантастической четверке», где каждому была уготована своя роль.
Еще одно соприкосновение по касательной с нашим списком лучших спортивных документальных фильмов – картина Marley режиссера Кевина МакДональда. Ранее МакДональд снял высокогорную драму «Касаясь пустоты», теперь же обратился к музыке, своего рода волшебному эфиру, наполняющему нашу жизнь. Носителем этого эфира МакДональд выбрал ямайскую звезду регги Боба Марли, чей стиль стал визитной карточкой Ямайки и чье имя навсегда вписано в зал музыкальной славы. Исследуя жизнь Марли от детских лет, проведенных в беднейших кварталах, до зенита славы с выступлениями перед многотысячной аудиторией, режиссер общается с друзьями и родными музыканта, которых объединили звуки регги.
Жизнь и смерть Курта Кобейна уже много лет будоражит и игровое, и документальное кино, однако пока только режиссеру Бретту Моргену удалось снять кино о знаменитом музыканте, заручившись поддержкой его семьи. Вдова Кобейна Кортни Лав предоставила авторам «Чертова монтажа» уникальные видео- и аудиоматериалы и вместе с дочерью выступила сопродюсером фильма. Лента вызвала широкий резонанс, даже далекие от гранджа критики и зрители отметили ленту на фестивале «Сандэнс», в Берлине и после ее премьерного показа на канале НВO. Картина пленяет тем, что показывает Кобейна не голосом поколения и не кумиром миллионов, а простым человеком, любящим мужем и отцом.