Эту беседу на лавочке в Камергерском переулке перед зданием МХАТа корреспондент "СКН" записал за сутки до присуждения фильму Виталия Мельникова "Луной был полон сад" и Зинаиде Максимовне Шарко приза зрительских симпатий и Специального приза ХХII Московского международного кинофестиваля.
-- На экране вы, Зинаида Максимовна, появляетесь довольно редко. Помнится эпизод в "Сочинении ко Дню Победы", давняя "Собака на сене"…
-- У меня в кино ролей вообще мало. "Долгие проводы" Киры Муратовой, "Фантазии Фарятьева" Илюши Авербаха, "Цирк сгорел, и клоуны разбежались" Владимира Владимировича Бортко. И вот – главная роль в картине "Луной был полон сад". Такова моя кинокарьера.
-- Обычно вас выбирали на роли или вы их выбирали?
-- Я ни от чего никогда не отказывалась.
-- А были роли, которые писались специально для вас?
-- Нет, на роль в "Долгих проводах" было немало претенденток… Кире Муратовой меня Илья Авербах подсказал, он в отличие от других кинорежиссеров был большой театрал, на спектакли ходил, мы с ним дружили. Муратова мне потом сказала: "Зина, я многих актрис пробовала, но мне была нужна нелепая женщина, и я вас нашла". С Кирой мне работалось хорошо. Она меня очень полюбила и любит до сих пор. И еще: когда снимали "Долгие проводы", у меня с моим сыном происходила история – ну, просто как в этом сценарии. Было такое ощущение, что сценарист находился в моей комнате с магнитофоном, и слово в слово записывал мои диалоги с любимым сыном. Это было редкостное, трагическое совпадение. Товстоногову очень нравился этот фильм. Он тогда написал в "Искусстве кино": "За моей актрисой Зинаидой Шарко ходила слава актрисы некиногеничной. Кира Муратова блистательно опровергла это мнение". Действительно, много лет на "Ленфильме" операторы говорили, что так долго и сложно на меня свет придется ставить, что уж лучше взять какую-либо смазливую актрису.
-- Как обидно, что вам так не везло…
-- За мной слава была "артистки-бодяги". Так Копелян называл актеров, которые если уж "замешаны" в фильме, так жди неприятностей. И они были. Последний мой фильм – это счастливое исключение. А так-как у меня все началось с запрета "Долгих проводов", так и продолжалось. То фильм на полку кладут, то еще что-нибудь. Была такая картина – "День приема по личным вопросам", я там секретаршу героя Папанова играла. И вдруг в обкоме решили (а тогда все новые ленты в Смольном просматривались), что моя секретарша грубиянка. "Ваша Шарко, – сказал секретарь горкома режиссеру, – грубо с евреями разговаривает, а они потом уезжают в Израиль и нас обвиняют в неуважении". Кстати, героя, на которого я якобы кричала, играл совершенно русский актер Михаил Степанович Хижняк. По фильму я его называла Семен Борисович. Вот и пришлось переснимать все сцены, а этого героя переименовали в Михаила Степановича. Еще один фильм – "Случайные пассажиры", где я играла заведующую столовой. Естественно, в столовой пили и закусывали. А в это время в СССР шла борьба с пьянством. Вот из фильма и вырезали кучу кадров. И еще у меня был один очень хороший фильм "О тебе помню" Али Хамраева. Хамраев сам сценарий написал – про своего отца, одного из основателей узбекского кино, который на войне погиб. И опять там нашли что-то, идущее вразрез с антиалкогольной борьбой, увидели какую-то пропаганду религии. В общем, фильм канул неизвестно куда. Недавно была работа с Сергеем Урсуляком, но он меня так порезал в фильме, что на просмотре сидящий рядом со мной Хуциев, увидев меня в конце фильма, сказал: "Зина, а ты тут откуда выскочила?"
-- И все же зритель вас узнает!
-- Раньше все узнавали меня по телефильму "Собака на сене". Вот откуда народная популярность ко мне пришла!
-- Вы из театральной семьи?
-- Нет, отец у меня был военный, пожарник, мама – домохозяйка. Мы из-за отца много колесили по стране. Родилась-то я в Ростове-на-Дону, а войну встретила в Чебоксарах. Училась в ЛГИТМиКе, а потом работала в БДТ. Как меня учили, так и делаю: в кино и театре я не показываю, а проживаю, заполняю собой ту схему, которую мне дает режиссер. И еще: я твердо уверена, что у хорошего режиссера и плохой актер будет хорошо играть, и наоборот. Примеров много, когда гениальные артисты у плохих режиссеров играли чудовищно.
-- Вы ожидали, что фильм "Луной был полон сад" вызовет так много зрительских слез?
-- Абсолютно не ожидала, и то, что молодые зрители будут так реагировать… Я вот два дня хожу по Тверской, ко мне подбегают дети (20-25-летние, они для меня все дети) и благодарят. Для меня это самая высшая оценка. Оказывается, это интересно и нужно людям. Мне рассказали, как после фильма один респектабельный молодой человек достал мобильный телефон, набрал номер и сказал: "Мама, как ты себя чувствуешь?" Для артиста дорогого стоит, когда молодые люди говорят, что все суета сует, а главное – беречь своих близких.
-- А устои главной героини вам близки?
-- Абсолютно. Я ведь неисправимая, хроническая оптимистка! Недавно у меня деньги во время спектакля украли, а я сказала себе: "Как хорошо, что я вчера успела потратить триста долларов на фестивальное платье! А деньги заработаю". На следующий день меня пригласили сниматься в новый фильм. Такое отношение к жизни всегда вознаграждается. Слава Богу, внучка учится у меня оптимизму. Я ее воспитываю последние три года, и сейчас она здесь, в Москве, со мной, ходит на спектакли, в музеи…Она со мной и на гастроли ездит. Я ее ничему специально не учу, она сама все видит. И те, кто ее знал раньше, говорят, что она изменилась. А назидание еще никогда никому не помогало.
-- А сколько лет вашей внучке?
-- 21 год. Она учится на 4-м курсе ЛГИТМиКа, на экономическом факультете, но это ей не очень близко. Поэтому я ее затащила в театр "Приют комедиантов". Сначала она работала там билетершей, говорила: "Ой, как здорово! Я теперь лицо театра: первым, кого зрители видят, это меня". Сейчас на ее счету, как художника по свету, два спектакля.
-- Расскажите о работе в фильме Мельникова.
-- Фильм "Луной был полон сад" мы начали снимать два года назад. Сценарий мне очень понравился, тем более, что Виталия Вячеславовича я любила по его прошлым фильмам.
-- Как вам живется в театре?
-- Сейчас везде плохо в театре, это не секрет, по-моему, ни для кого. А в моем родном театре совсем плохо, потому что ушел из жизни и Георгий Александрович Товстоногов, и замечательные артисты, с которыми я играла на сцене. Сколько наших ребят (я их так называю) ушло – Жени Лебедева нет, Владика Стржельчика, Фимочки Копеляна, Паши Луспекаева… Сейчас по пальцам одной руки можно пересчитать в БДТ товстоноговских артистов. Ведь это раз в сто лет бывает такое совпадение, чтобы был молодой, полный сил режиссер, каким был тогда Георгий Товстоногов, привел с собой таких артистов как Лебедев, Доронина, Басилашвили, Лавров, Копелян, Смоктуновский, Юрский… Одни имена чего стоят! Меня он взял уже в свой первый сезон. Я играла в эпизодах. Но в такие же мелкие роли играли Копелян, Юрский, Басилашвили. У нас не зазорно было играть в эпизодах. Я считала за счастье хоть два слова у Георгия Александровича говорить… А сейчас? Нас как-то назвали в театре "уходящей натурой".
-- Что для Вас театр?
-- Все-все-все. Семья, дом… Все. Я работаю на сцене с наслаждением, с самозабвением. И буду работать, потому что для меня ценность не в зарплате. Актер – это диагноз, поэтому мы, актеры в этой стране, при мизерной зарплате, играем и будем играть. Я никогда ни одному продюсеру не задавала вопрос, сколько мне будут платить – ни в кино, ни в театральной антрепризе. Что, за то счастье, которое я получаю, выходя на сцену и снимаясь в кино, мне еще и платить должны? По моему убеждению, в актеры должны идти фанаты, энтузиасты. Я считаю себя везучей – потому что работаю и в театре, и в кино.
-- Какие сейчас у Вас роли?
-- Были разные. Сейчас в БДТ у меня не густо: Няня в "Дяде Ване", спектакле, который мы играем 19 лет. Мы никого не заменяли за это время: это реликвия от Товстоногова осталась. И всегда аншлаг. Сейчас много-много молодежи, и это так радостно, когда они, стоя, долго-долго аплодируют. В "Антигоне" эпизодическая роль Кормилицы, и еще в одном спектакле, который я не люблю. Еще в театре "Приют комедиантов" было два спектакля – "Смех лангусты" и "Владимирская площадь", где мы играли вдвоем с Сашей Демьяненко. Сейчас этот спектакль не идет, так как никто из артистов Сашу в этой пьесе заменить не сможет. Это была наша с ним история. Мы друг без друга не сможем сыграть. Это такие взаимоотношения партнерские, что другой человек просто немыслим… У Товстоногова был принцип: "как этот артист сыграет данную роль – я знаю, а как тот – не знаю". И назначал на роль того, от которого ждал неожиданностей. И из этого получались актерские открытия. А сейчас у нас и в кино, и в театре по-другому. Режиссеру сразу же нужен беспроигрышный вариант.