Первые опыты по совмещению живых актеров и нарисованных персонажей относятся еще к первой половине XX века. Один из самых ярких примеров – мюзикл «Поднять якоря» (1945), в котором знаменитый Фрэд Астер танцевал в компании не менее знаменитых Тома и Джерри. В 80-х технологию поднял на новый уровень Роберт Земекис, создавший вечнозеленый хит «Кто подставил кролика Роджера?», а в 90-х к ней вернулся трэшмейкер Фрэд Олен Рэй в пародийном хорроре «Злые мультфильмы»
Фрэд Олен Рэй – удивительный режиссер, плодовитый настолько, что ему пришлось обзавестись несколькими десятками (!) псевдонимов. На данный момент его режиссерская фильмография состоит из более чем сотни работ, названия которых говорят сами за себя: «Мозговые пиявки», «Биозавр», «Голливудские шлюхи с бензопилами», «Плохие девчонки с Марса», «Королевы крика в джакузи», «Нападение 60-футовой девушки с обложки», «Остров динозавров»… Уже по ним можно понять, что основные темы в творчестве Рэя – это монстры и секс, и для 90-х это была беспроигрышная стратегия.
В последние годы Рэй, которому уже под шестьдесят, вышел на какую-то по-настоящему бешеную производительность – так, в одном 2012 году свет увидело семь (!) полнометражных картин под его авторством, но 20 лет назад он работал более скромными темпами. «Злые мультфильмы» же и вовсе попали на редкий период затишья в его карьере – в 1992-м Рэй снял только один фильм (а следующий год вообще «пропустил»), чего с ним впоследствии не случалось ни разу. С чем это связано, сказать сложно, зато таким образом на «Злых мультфильмах» при изучении фильмографии режиссера делается определенный акцент.
Сюжетно это вполне традиционный хоррор о четырех девушках, которые выпускают в наш мир (благодаря книге, подозрительно похожей на Некрономикон из «Зловещих мертвецов») древнее зло и полтора часа пытаются от него спастись, но стилистически «Злые мультфильмы» – гремучая смесь из трэшевых ужасов, «пентхаусной» обнаженки и дурацких шуток. Достаточно сказать, что демон, который приходит по души героинь, мультяшный и явно срисован с Тасманского Дьявола из «Луни Тюнз». Он забавно пускает слюни при виде полуобнаженных женских тел, но при этом вселяется в одну из героинь и устраивает ее руками кровавую баню.
С этой концепцией Рэй обратился к легендарному продюсеру трэш-кино Роджеру Корману, запросив у него на производство четверть миллиона долларов, из которых 50-60 тысяч закладывалось на анимацию. Корман не поверил, что постановщик уложится в такую сумму, благо что перед глазами у него были примеры 70-миллионного «Кролика Роджера» и 30-миллионного «Крутого мира», и отказал, и тогда Рэй организовал маленькое чудо – снял фильм без поддержки Кормана и на бюджете почти вдвое меньше запрошенного, за 140 тысяч.
Как ему это удалось? Во-первых, Рэй распланировал убойно сжатый график съемок – фильм был снят всего за восемь дней. Во-вторых, он существенно сэкономил на пленке, пройдясь по сусекам на предмет «объедков», оставшихся после уже завершившихся съемок. В-третьих, Рэй не стал тратиться на собственное оборудование, съемочную группу и декорации – он договорился с людьми, работавшими в это время над другим фильмом, «Лагерь страха» (1991), для которого сам доснимал несколько сцен. В-четвертых, Рэю удалось сэкономить на анимации, придумав ряд хитрых технических приспособлений для съемок – в итоге все сцены с монстром обошлись всего в 20-30 тысяч долларов. А в-пятых, режиссер принял радикальное кастинговое решение – вместо того чтобы приглашать «обычных» актрис и доплачивать им за обнаженку, он нанял порноактрис, для которых раздеться в кадре не подвиг, а обязательная часть роли.
Таким образом в «Злые мультфильмы» попали Мэдисон Стоун и легендарная королева порно 80-х Барбара Дэр (она как раз хотела начать карьеру в «обычном» кино, поэтому в титрах «Злых мультфильмов» записана под именем Стэйси Никс), а главную роль получила Моник Габриэль – королева эротического трэша (на старости лет, к слову, тоже пришедшая в настоящее порно), знатокам второсортного кино памятная по главным ролям в «Ловчем смерти 2» (1987) и «Эммануэль 5» (1987), а остальным – по «Мальчишнику» (1984) с Томом Хэнксом, в котором она сыграла красотку, активно сбивающую с пути истинного будущего оскаровского лауреата. Еще одну героиню сыграла Сюзанна Эйгер, на тот момент девушка Рэя – есть подозрение, что она работала вообще «за еду».
Компанию фигуристым красоткам составили Дэвид Кэррадайн и Дик Миллер, которые никогда не брезговали небольшими ролями в недорогих проектах. Кэррадайн всю свою роль просто пучит глаза, окутанный туманом (он играет адского посланника с псевдо-«некрономиконом»), а участие последнего позволило Рэю вставить в «Злые мультфильмы» занятную киноманскую шутку – в одной из сцен герой Миллера смотрит по телевизору старинный ужастик Роджера Кормана «Ведро крови» и комментирует игру ведущего актера: «Почему этому парню так и не дали “Оскар”?» При том, что на экране он сам за 33 года до «Злых мультфильмов».
С референсными шутками в «Злых мультфильмах» вообще порядок – девушки то и дело комментируют свои действия фразами вроде «И почему такие фильмы начинаются с того, что юная студентка идет одна в темный подвал?», а в финале демон обещает главной героине, что еще достанет ее в сиквеле.
С сиквелом, к слову, ничего не получилось, а критики «Злые мультфильмы» буквально порвали в тряпки. В принципе, в этом нет ничего удивительного – Рэй никогда не был тонким режиссером с бездной хорошего вкуса, а тут он даже не пытался себя как-то ограничивать и контролировать. Вдобавок Рэй так и не определился, для кого он снимал свой фильм – наивный юмор мог привлечь подростков, но обилие обнаженки и несколько сцен с кровью эту потенциальную аудиторию отрезали. Тем не менее время подарило «Злым мультфильмам» культовый статус – сейчас такое кино, в котором то и дело оголяющиеся порноактрисы комично бегают от мультяшного монстра и жестоко убивают друг друга, даже представить себе невозможно. Так что у тех, кого эта картинка зацепила, выбора нет – назад в 90-е!