Современный мир ориентирован на молодежь – ставка на энергичных, юных, жаждущих делается во всем, от техники до культуры, на них замыкаются интересы мировых корпораций и перспективные планы государств
Дедушка Джо
Пестрая и шумная картина Тима Бертона «Чарли и шоколадная фабрика» привлекла немало звезд, но и оригинальный музыкальный фильм Мела Стюарта своего обаяния за полвека не растратил. Особенно это касается двух главных героев – Вилли Вонки и дедушки Джо, сыгранных соответственно Джином Уайлдером и Джеком Альбертсоном. Даже сегодня, в эпоху постмодернизма и самого циничного юмора, сцены с дедушкой в «Вилли Вонке» смотрятся смешно – он моментально выскакивает из кровати, сбросив двадцать лет, когда узнает, что вместе с внуком ему предстоит ехать на шоколадную фабрику. А как Джо радуется, попав в цитадель кондитера, – даже дети не испытывают при виде конфет столько замечательных эмоций.
Вито Корлеоне
Зрители знают Вито Корлеоне как знаменитого крестного отца итальянской мафии, человека жесткого и даже жестокого, наводящего ужас на конкурентов, но щедро одаривающего лояльных и преданных себе людей. Мы скорее вспомним его фразы о «просьбе без уважения» или о «предложении, от которого невозможно отказаться», но Фрэнсис Форд Коппола не считался бы гениальным режиссером, если бы создавал такие плоские персонажи. Нет, Дон Корлеоне – не только жестокий босс, держащий семью и приближенных железной рукой, в нем достаточно человеческого, чтобы зритель поверил в реальность подобного персонажа. Коппола время от времени дает своему герою глоток свежего воздуха – и мы уже видим, как Вито играет в прятки с внуком Энтони. Ну что за милый дедушка. С руками по локоть в крови.
Дедушка
Если вы не знаете, что такое «Меня зовут Иниго Монтойя, и я пришел, чтобы убить тебя!», то у вас не было детства. Приключенческое фэнтези «Принцесса-невеста» Роба Райнера, казалось бы, ни на что серьезное не претендовало, но кино получилось столь захватывающим, а герои такими яркими, что сказку полюбили миллионы зрителей по всему миру, что позволило ленте войти в число самых страстных и самых смешных картин по различным опросам. Любопытен режиссерский ход, использованный Райнером: историю Уэстли и Лютик, давно превратившуюся в легенду, рассказывает своему заболевшему внуку дедушка, сидя у постели, и это добавляет сюжету теплоты и нежности. В исполнении Питера Фалька дедуля выглядит ровно так, как принято представлять симпатичных старичков: его костюм несколько потерт, голова седа, голос неровен, но в глазах по-прежнему сверкает огонек. Удивительно, но в «Принцессе-невесте» два поколения – дед и внук – оказываются ближе друг к другу, чем дети и родители.
Фрэнк Бэкмен
В 1980-е режиссер Рон Ховард явно испытывал к старикам какую-то особенную симпатию – сначала он снял фантастическую комедию «Кокон», главными героями которой стали испытывающие прилив сил и вторую молодость жители дома престарелых, а затем обратился к теме отцовской любви и заботы в драмеди «Родители». Одним из главных героев картины 1989 года стал Фрэнк Бэкмен в исполнении Джейсона Робардса – когда-то он был скверным отцом, что привело ко множеству проблем во взрослой жизни его детей, и теперь желает «загладить вину». На фоне разногласий в семьях двух сыновей и двух дочерей Фрэнка старик внезапно оказывается лучшим другом для своих внуков. Возможно, мы не всегда все правильно делаем в жизни, но для исправления своих ошибок шанс найдется непременно.
Хесус Грис
Хоррор «Хронос» стал полнометражным дебютом мексиканца Гильермо Дель Торо, а потому для большинства зрителей и критиков лента долгое время выглядела этакой максималистской заявкой о себе, пышной, витиеватой, мудреной, но не слишком глубокой. Однако по прошествии лет картина смотрится несколько иначе, и прежде всего благодаря увлекательному сплетению жанровых ответвлений и отношений главного героя старика-антиквара Хесуса с внучкой Авророй. Таинственный механизм дарует Хесусу бессмертие, но в качестве расплаты требует постоянной кровавой подпитки, превращая старика в вампира. Сделать кровопийцей героя преклонного возраста – ход сам по себе неожиданный, но Дель Торо идет дальше, персонаж Федерико Луппи у него сочетает трогательную любовь к внучке с дьявольской жаждой смерти. Если вы видели, как Хесус слизывает кровь с пола, то вряд ли забудете эту сцену.
Джон Хаммонд
В обширной фильмографии Ричарда Аттенборо нашлось место и криминальным боевикам, и веселым комедиям, но для большинства зрителей его светлая улыбка всегда будет напоминать о невероятном аттракционе «Парка Юрского периода» Стивена Спилберга. Знаменитый режиссер создал ансамбль замечательных персонажей, каждый из которых достоин называться «главным героем», и Джон Хаммонд едва ли не самый колоритный из них. Эксцентричный миллионер, слишком уверенный в своих фантазиях, идеях и делах, чтобы обращать внимание на «голоса разума», идущие от скептиков. Хаммонд – блестящий организатор, удивительный архитектор, отважный исследователь, но над тираннозаврами и их желанием жить не властен ни один человек, даже убеленный сединами глава парка.
Иван Федорович
Драма Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» рассказывает о России конца прошлого века ничуть не меньше культового «Брата» Алексея Балабанова – чуть менее цветастая и музыкальная история о старике, отстаивающем честь внучки, демонстрирует все тот же социальный, психологический, эмоциональный и моральный разлом, образовавшийся между советским прошлым и российским будущим. Ветеран сталкивается с отребьем, посягнувшим на его самого близкого человека, но государство и органы правопорядка не желают расследовать дело и наказывать виновных, и тогда Иван Федорович берет в руки винтовку. На войне было проще – враг очевиден и понятен, сейчас же противостоять нужно людям, которые живут с тобой по соседству и говорят на одном с тобой языке.
Роял Тененбаум
Фраза «Умирает старый еврей…» извлекает из памяти множество анекдотов разной степени приличия, но для поклонников хорошего кино это еще и завязка комедии Уэса Андерсона «Семейка Тененбаум». Правда, в фильме главный герой, глава большой семьи Роял Тененбаум в исполнении Джина Хэкмена не умирает, а всего лишь притворяется, но именно сюжетный ход с «неизлечимой болезнью» служит пусковым крючком для всех остальных приключений и происшествий. Дедушка Тененбаум не ради смеха притворился умирающим, ему кажется, что семья в отрыве от него медленно распадается и теряет былую сплоченность, а значит, детям, внукам и бывшей жене нужен стимул, чтобы снова объединиться. Несмотря на некоторую авантюрность идеи и эгоизм Тененбаума-старшего, герой Хэкмена по-своему очарователен, но других у Андерсона и не бывает.
Эдвин Хувер
Инди-комедия «Маленькая мисс Счастье» стала самым обсуждаемым фильмом 2006 года отнюдь не случайно, в картине авторам удивительным образом удалось соединить реалистичность жизни отдельно взятой неблагополучной семьи и мечтательность персонажей, вне зависимости от того, как складывается жизнь, остающихся вместе. Лента принесла «Оскар» блистательному Алану Аркину, сыгравшему дедушку Эдвина, и это тот самый случай, когда «дед уделал всех», хотя в кадре был всего несколько минут. Старший из Хуверов не может и фразы сказать, чтобы не украсить речь крепким словцом, он вечно всем недоволен, пьет и балуется наркотиками, но сохраняет в большой семье если не непререкаемый авторитет, то как минимум право голоса. И к его словам прислушиваются все, от мала до велика, а беседа Эдвина с внучкой Олив – трогательнейший момент картины.
Уолт Ковальски
Со своими сыновьями отношения у Уолта Ковальски, главного героя драмы Клинта Иствуда «Гран Торино», как-то не сложились, те давно живут заботой о собственных семьях. Что уж говорить о внуках, которые даже на похоронах бабушки не могут держать себя в рамках приличий хотя бы из уважения к деду-ветерану. Казалось бы, остаток жизни Ковальски придется провести в одиночестве, да еще и в окружении «цветных» соседей, занявших «белый» район, но расклад сил внезапно меняется – возле Уолта оказывается робкий, добросердечный подросток Тао, на время заменяющий старику внука. Недавних недругов судьба делает ближайшими людьми, значащими друг для друга больше, чем родственники. Настолько, что один готов отдать жизнь за другого.
Рид Хаскет
Семейные драмы вроде «Истории дельфина» – удивительный феномен Голливуда. Не обладая никаким особым магическим эффектом, такие проекты, заведомо не претендующие на звание высокого искусства, умудряются собирать под свои знамена блистательных актеров уровня Моргана Фримана или Эшли Джадд. Вот и актера и музыканта Криса Кристофферсона зрители скорее привыкли видеть в вестернах, боевиках и фантастике, но он внезапно появляется в детском фильме в роли обаятельного дедушки, всячески поддерживающего внучку в стремлении помочь дельфину, запутавшемуся в ловушке и получившему тяжелые травмы. Когда родители настроены скептически, девочке остается лишь уповать на авторитет дедушки Рида, готового в огонь и в воду за любимую внучку.
Дедушка Джон
Завершить список хотелось бы поучительной историей от М. Найта Шьямалана «Визит», которая рассказывает о том, как важно поддерживать хотя бы самые поверхностные отношения с родственниками. Главные герои фильма юные Бекка и Тайлер впервые приезжают к своим бабушке и дедушке, ведь их мать долгие годы была с родителями в ссоре и не удосужилась представить предков и потомков друг другу. Бабушка Дорис и дедушка Джон кажутся милейшими людьми, но только до тех пор, пока на дом не опускаются сумерки – тогда со стариками начинает происходить что-то странное. Впрочем, Джон и при свете солнца выглядит странно – то отправится в сарай с таинственным видом, то набросится на незнакомца на улице, то обрядится в праздничный костюм без малейшего к тому повода. Одним словом, псих. Но очень хорошо скрывающий безумие.