«Рейд» в викторианской Англии: рецензия на фильм «Апостол»
Томас Ричардсон (Дэн Стивенс) — бывший миссионер, который, как водится, повидал на своём веку некоторое дерьмо. Долгие годы его считали погибшим, но наконец он возвращается домой… и тут же уезжает. Томас отправляется спасать сестру на маленький остров вблизи Англии, где живут члены сектантского культа под предводительством пророка Малькольма (Майкл Шин). Они выкрали девушку, чтобы потребовать выкуп, ведь урожай на острове перестал расти — как позже узнает герой, по весьма мистическим причинам.
Netflix объявил год оккультизма: число мистических триллеров увеличилось вдвое. Не прошло и месяца с выхода «Придержи тьму» Солнье, как на стриминговой платформе появился «Апостол» — тоже детектив, тоже с оккультными мотивами, тоже от яркого режиссёра в самом расцвете сил. Правда, взяв похожие на картину Солнье элементы, Гарет Эванс снял кино, чуть ли не противоположное по форме. Пока Солнье пытался погрузиться в полумифический странный мир, Эванс — прямо как герой его знаменитой «Рейдовской» дилогии — пошёл напролом, вступив с материалом в зрелищную и мучительную борьбу.
Собственно, именно из фигуры режиссёра вытекают все достоинства и недостатки «Апостола». А точнее, из его авторского метода — витальности и дуболомности, граничащей с чуть ли не юношеским максимализмом, позволившим режиссёру так хорошо понимать мир жестоких martial arts боевиков а-ля 80-е. Но как бы ни был хорош Эванс в экшен-кино, с жанром мистического триллера у его почерка не такое точное совпадение. С одной стороны, фильм очень выделяет его специфическое визуальное решение, высокоадреналиновая режиссура Эванса не даёт «Апостолу» стать очередным глупым ужастиком про культы и страшные зелёные леса. Камера здесь не останавливается ни на секунду, даже самые спокойные сцены источают безумную энергию — в лучшие моменты кино напоминает Сэма Рейми времён «Быстрого и мёртвого» или, совсем очевидно, «Плетёного человека» под спидами.
Когда на экране кого-то режут — лезвием будто водят по вашим нервам, когда героя бьют ножом в бок — охота и самому схватиться за живот, а то мало ли что вывалится. Это не эксплуатационное насилие какого-нибудь «Хостела» или «Пилы» (оно тоже имеет право на жизнь, просто цели разные), здесь каждый удар ощущаешь на себе почти с физической аутентичностью. В «Апостоле» вообще всё очень живо, очень резко, очень красиво в своей особенной грязной красоте.
Но вместе с этими «очень» в фильме много и того, что «слишком». Слишком увлекается Эванс энергетикой и движением в картине, не делая остановок даже для важных повествовательных вещей. Слишком внезапно режиссёр жонглирует характерами, в том числе и главной звезды шоу — милашки Майкла Шина, неожиданно великолепного в роли жёсткого главы культа. Слишком далеко в сторону экспрессии ушла игра Дэна Стивенса, из-за чего даже перформанс Кейджа в ремейке пресловутого «Плетёного человека» порой выглядит тоньше. И даже фирменные экшен-сцены с узнаваемой тряской камеры в сеттинге викторианской Англии выглядят не совсем к месту, будто вот-вот Стивенс выбежит из кадра и попадёт в бесконечные коридоры джакартской высотки.
«Апостола» всё ещё весело, а порой и страшно смотреть, но на протяжении фильма не отпускает мысль: что-то здесь не так, что-то не сходится. Эванс молодец, что держится за авторский почерк, но, сменив жанр, ему стоило хотя бы немного поменять отношение к своему кино. История у него служит оправданием для одиночных ударных моментов, и раньше такой подход работал отлично — оба «Рейда» сами по себе были сплошными ударными моментами. А вот с «Апостолом» всё несколько сложнее.