Хрестоматийный сюжет о Золушке получил порядка 500 переосмыслений: в книгах, театре и, конечно же, кино. Однако классическая диснеевская сказка о трудолюбивой девушке, встречающей прекрасного принца, уже давно перестала быть актуальной — общество продолжает развиваться, а вместе с ним меняются и культурные тренды. История о Золушке пережила десятки самых разнообразных адаптаций — собрали самые интересные из них.
Одна из последних (и самых популярных) экранизаций «Золушки» была выпущена тем же Диснеем в 2015 году в рамках волны полнометражных ремейков всеми любимой анимации. Картина, снятая британским режиссером Кеннетом Браной, явно тяготеет к каноничной истории, не предлагая зрителю ничего нового. По большому счету художественная адаптация «Золушки» 2015 года была создана для вечно ностальгирующих миллениалов, которым оказалось мало мультфильма 50-х годов. Впечатляющие кассовые сборы доказали, что подобные сюжеты действительно пользуются популярностью у зрителей.
Главная героиня костюмной мелодрамы «История вечной любви» — очень харизматичная, дерзкая и смелая женщина по имени Даниэль (Дрю Берримор). В этой экранизации нет говорящих мышей, лошади-кучера или доброй феи-крестной, а прекрасный принц Генри (Дугрей Скотт) и вовсе оказывается далеко не самым приятным человеком. Впрочем, мачеха Даниэль, роль которой сыграла несравненная Анжелика Хьюстон, по традиции крайне цинична и хладнокровна. Мерзкие сводные сестры тоже мало чем отличаются от оригинала. Примечательно, что в этой версии «Золушки» помощь «высших сил» получает вовсе не главная героиня (которая во всех отношениях мудра и самодостаточна), а ее возлюбленный — бестолковый принц Генри, который, на счастье, знакомится с самим Леонардо Да Винчи (Патрик Годфри), прославленным художником и главным философом XVI века. Да Винчи дает Генри важный совет, который в конце концов помогает тому одуматься и наладить отношения с Даниэль.
В середине 90-х годов студия «Дисней» запустила целый цикл телевизионных фильмов, по-разному переосмысляющих историю, некогда записанную Шарлем Перро. В рамках серии вышел музыкальный фильм «Золушка», в котором, помимо всего прочего, впервые была представлена темнокожая главная героиня, сыгранная американской певицей Брэнди Норвуд. Роль феи-крестной досталась самой Уитни Хьюстон, а королеву воплотила крайне популярная в те годы Вупи Голдберг. Принц Кристофер в этой версии азиат — его сыграл филиппинский актер Паоло Монтальбан. Во всем остальном «Золушка» Роджерса и Хаммерстайна мало чем отличается от привычной. Впрочем, в фильме есть несколько запоминающихся музыкальных композиций — Impossible, Do I Love You, — которые точно запомнятся зрителям.
«История Золушки» с Хилари Дафф запустила целую франшизу, основанную на различных современных интерпретациях популярной сказки — разной степени успешности (положа руку на сердце, версия с Дафф тоже звезд с неба не хватала). В музыкальном фильме «История Золушки 3», который получил подзаголовок «Однажды в песне», Люси Хейл играет начинающую певицу по имени Кэти, которая невольно становится пешкой в хитрой игре сводной сестры и мачехи. Завистливые родственницы намерены использовать голос Кэти на конкурсе талантов, чтобы забрать всю славу себе. Естественно, ничего путного у них не получается. В качестве своего рода принца в фильме выступает режиссер-звукооператор, который помогает главной героине разоблачить обман сестры.
Никелодеоновский мюзикл «Лохмотья» стал одной из первых маскулинных вариаций истории Золушки. Сюжет картины разворачивается вокруг парня по имени Чарли с недвусмысленной фамилией Принц (Макс Шнайдер), который мечтает стать популярным певцом, но вместо этого работает уборщиком на студии звукозаписи. В один прекрасный день Чарли знакомится с поп-звездой Кади Уорт, и между ними завязываются дружеские отношения. Уорт приглашает главного героя на бал-маскарад, где Чарли тайно выступает со своей первой песней и тут же срывает шквал аплодисментов. К счастью, в этой версии обошлось без феи-крестной и потерянной обуви, а вместо удачной женитьбы Принц получает успешный музыкальный бизнес покойной матери. В любом случае произведение довольно любопытное.
И снова Дисней, но теперь вне всяких канонов и с неожиданным фокусом на обуви. Главный герой — подросток по имени Эл (Чозен Джейкобс из новой экранизации «Оно»), начинающий и очень перспективный дизайнер, подрабатывающий продавцом в старом магазине обуви. Роль его возлюбленной Киры досталась Лекси Андервуд («И повсюду тлеют пожары»), которая играет дочь баскетбольной звезды и обувного магната Дариуса Кинга. Главный герой оказывается в непростой с этической точки зрения ситуации: с одной стороны, ему искренне нравится Кира, с другой — он рьяно мечтает продать новый дизайн кроссовок фирме Дариуса Кинга. Однако как достичь желаемого и при этом не прослыть меркантильным подлецом? Где-то на уровне контекстов «Сникерелла» пытается поднять действительно интересные и неоднозначные вопросы (например, «как совместить карьеру и личную жизнь без ущерба для того или другого?»), которые, впрочем, так и остаются без ответов. После весьма необычной завязки фильм скатывается в типичный музыкальный ромком, который будет интересен лишь аудитории в возрасте 12+.
Фильм, вдохновленный романом Грегори Магуайра (автора бестселлера «Ведьма. Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз»), транслировался на телевидении в рамках цикла «Волшебный мир Диснея», в котором по-новому были интерпретированы хрестоматийные сюжеты популярных мультфильмов. Как уже можно было догадаться, «Признания уродливой сводной сестры» повествуют о сводной сестре Золушки Айрис (Азура Скай), которая вопреки букве оригинальной истории оказывается не такой уж и плохой. Вместо того чтобы помешать Золушке добраться до бала, Айрис, напротив, помогает ей. Эта версия классической сказки в большей степени фокусируется на второстепенных персонажах, оставляя историю Золушки за кадром. Она также дает новую перспективу героине, которая веками считалась злодейкой.