В порадовавшей Санданс "Операции "Мертвый снег" зомби-нацисты поедают норвежских студентов. Кто из них страшнее, зомби или студенты, и предстоит выяснить.
Компания студентов-медиков отправляется отдохнуть в славный домик, затеряный в норвежских горах. Отдохнуть, понятное дело, означает много смеха и много свинства, и все идет по плану, пока из заснеженных лесов на норвежскую молодежь не набрасываются нацисты-зомби, оставшиеся в этих краях с войны живые мертвяки, стерегущие награбленное эсэсовцами добро. И пойдут клочки по закоулочкам.
Вторжение нацистов – непонятный скандинавский тренд. Пока норвежцы потрясали своим "Мертвым снегом" Санданс и заключали там контракты на американский прокат (что, вобщем, дело для европейских фильмов редкое), финны снимают «Железное небо» /Iron Sky/ (2010) про космическое вторжение фашистов, отсидевшихся после войны на Луне. Впрочем, из всех участников войны скандинавы больше других имеют право на смешок – прочие либо натерпелись от фашистов слишком много, чтобы умничать, либо сделали победу над нацистами национальной мифологией – как сегодня всякому извеcтно, битву с рейхом выиграло французское Сопротивление, высадившиеся в Нормандии американцы и разгадавшие "Энигму" англичане. Скандинавы же либо тихо партизанили, как норвежцы, либо кисло сотрудничали, как финны. Без пафоса.
Поэтому право на наци-зомби отдаем им без возражений. У нас должны быть свои форматы удвоения зла, вроде каннибала-налоговика или милиционера-оборотня. Но зависть все же есть – наци-зомби это что-то, что хуже всего на свете, а что может быть лучше? Идеальная фигура для "если враг не сдается – его уничтожают", с сизой мордой, в каске и при всех регалиях.
Норвежцы, впрочем, не стали слишком уж много раздумывать над всей этой эзотерикой со свастикой и сделали просто бескомпромиссный комедийных хоррор с бензопилой, молотком, пулеметом и фашистскими кишками, держась за которые герой спасается от падения в бездну. Смотреть на это весело и немного странно – как люди могут затеять такую скотобазу, чтобы по похабству переплюнуть «Американский пирог» /American Pie 2/ (2001), а по людоедству «Ночь живых мертвецов» /Night Of The Living Dead/ (1968)?
Впрочем, самая страшная сцена в фильме не та, где мир показан глазами жертвы, которую доедают мертвые эсэсовцы и не та, где упыри врываются в палатку, затерянную в снегах и полярной ночи. Самая страшная сцена та, в которой парень и девушка занимаются любовью в обледеневшем деревенском нужнике. Потомки викингов, одно слово.
Вероятно, нужно именно такое душевное здоровье, чтобы через смешки и хихиканье внятно заявить: прошлое должно лежать в могиле, а не ходить по белу свету и есть людей.