Не окончательно убитый очередной "национальный блокбастер" на 4 млн. долларов (которых стоил) вызывает массу вопросов. Но это и свидетельство, что "Обратный отсчет" скорее жив, чем мертв. И, может быть, если его режиссера Вадима Шмелева и сценариста Дениса Карышева, не говоря уже о продюсере Валерии Тодоровском, выспросить до упора, до донышка, чтобы не уползли от ответа, то взлетят они в следующий раз, аки птицы, взмахнут крылами...В фильме все-таки вытанцовывается ритм (медленноватый, но видимый), сюжет тоже не совсем пропущен и тошнотворен, есть пара-тройка удачных логических ходов. Но самым главным оправданием национального экшена с драками (неплохими) и погонями (непозорными) оказались, как ни странно, все-таки хорошие актеры.
Кто создал "вневедомственную" антитеррористическую группу, если она подведомственна всем подряд? С какого переляху расформировывать эту зондеркоманду стали ровно за сутки до теракта, если причины расформирования – все минимум двухлетней давности, учитывая, что создана она лишь год назад? Почему же "психологиня" именно в этот момент сыграла роль "казачки засланной"? Не она ли не меньше "спецназа" виновна в уходе "приезжего"? Чем думал "приезжий", когда прятал ПДУ в стадионном сортире? На футбол, что, с мобильниками не пускают? Или будут еще песни, что мобильник и ПДУ – совершенно разные вещи? И как за несколько часов до непредотвращенной катастрофы один из всего трех членов зондеркоманды, вторые сутки не спящий, идет вдруг и просто выгуливает собаку? Ни одного знакомого-соседа не нашлось? Наконец, когда уже ясно, что взрывчатка работает от пульта, что мешало ПОСЛЕ основного разминирования проявить героизм и отогнать начиненный ею микрик "за пять минут на двадцать километров"?
Это только вопросы, бросающиеся в глаза по сюжету, в котором еще масса безнадежных пробуксовываний в пути. Медленно все очень, оттого и выпирают сюжетные нестыковки. А еще больше "нестык" подчеркивается тем, до какой степени режиссер не сумел сговориться со сценаристом. Впечатление, что сюжет, "стори" сочинял кто-то один, а диалоги писал другой, причем с какими-то проблемами ухогорлоноса. То есть в начале еще терпимо, хотя уже странно, когда профи в начавшемся цейтноте беседуют с байронической значимостью:
- На вид эти часы безнадежны, но, может, удастся что-нибудь сотворить (пауза).
- Да, тяжелый случай (пауза).
- У нас легких не бывает (пауза).
Вершина дедукции на темы аэропорта тоже оставляет желать:
- Он съехал с МКАД и движется по Ленинградке.
- Все ясно, это Шереметьево.
Мы, конечно, рады за Кадочникова в разговоре со Штюбингом из "Подвига разведчика" (1947), но все же полвека с тех пор прошло… Но совсем нестерпимо, когда уже в полном цейтноте на совещании в главном штабе начинается лирика воспоминаний. За точность не ручаюсь, но представьте себе:
- Вы помните, вы все, конечно, помните…
- А вам какое дело?
- Как, какое? Разве не вы направили сына по своему пути? Разве два года назад не он погиб? Как вы могли забыть?!! И ведь гибель случилась только в связи с отданным вами приказом!!! Да, вы боролись с террористами, но разве не себя вы все время с тех пор вините? И разве теперь не заказано вам возглавить операцию? Разве ненависть и месть не мешают объективности?
- Я не мщу…
- Да ну? Неужто? Когда рушится семья – это такое дело… А ведь вас потом еще жена бросила. Как вы могли забыть?!!
И вот объектом этих инвектив является не кто-нибудь, а "старший". Да, господи, если на срочном совещании кто-то должен в кульптпросветформате "коротенько, минут на сорок" напоминать главному герою, отчего погиб его сын и когда состоялся развод, а он будет еще оправдываться, это не совещание, дети мои, это Канатчикова дача.
Короче говоря, белогорячечности реплик и поступков плюс нескольких ролей полностью "мимо кастинга" в фильме только дачники не заметят. Очень много плохого вплоть до полного "никуда". Тем не менее, если сравнивать… Да, "Обратный отсчет" – не "Город грехов" /Sin City/ (2005), не "Мюнхен" /Munich/ (2005) и не "Поцелуй навылет" /Kiss Kiss Bang Bang/ (2005). Но он также не "Сдвиг" (2006), не "Меченосец" (2006), даже не "Охота на пиранью" (2006). В фильме все-таки вытанцовывается ритм (медленноватый, но видимый), сюжет тоже не совсем пропущен и тошнотворен (в жанр у нас действительно скорей впишутся маргиналы, а не гэбня), есть пара-тройка удачных логических ходов (с ГЦКЗ "Россия", "Пушкинским", театром Сатиры все действительно смешно и натурально). Но самым главным оправданием национального экшена с драками (неплохими) и погонями (непозорными) оказались, как ни странно, все-таки хорошие актеры.
То есть Анастасия Макеева – это тоже очень плохо и то самое "никуда". Нельзя так фальшиво почти два часа решать, "что будем делать, писать или глазки строить". Максим Суханов выпендривается, не работает на партнера и своими моргалками с дефектом дикции заставляет пожалеть, что Цурило чересчур занят. Андрей Мерзликин старается, но у него получается не всегда, хотя перспективы в принципе есть. Зато совершенно блестящи несколько исполнителей, заполняющих собой кадр так, что больше никого не нужно. Оксана Акиньшина как бы родилась в кино, у нее с ним проблем быть не может, и, кого бы рядом ни стояло, она автоматом работает одна за всех. Олег Штефанко просто удивил – сами посмотрите, поймете, тут без комментариев. Ильину не дали разгуляться…
А вот комплиментарность, напрасно заготовленная заранее – она вся достанется на сей раз одному и неизменному Ярмольнику. Леонид Исаакович, неизвестно: то ли ваш Крот – это жалкие срезки с Руматы Эсторского, то ли, наоборот, Румата начал пролезать сквозь бороду и грудь, как Чужой.
Но пара-тройка ваших снов, фраз, чашечек кофе и двойного вискаря в этом вялотекущем "Обратном отсчете" настолько аристократичны, что и он затесывается в компанию приличных сегодняшних людей, которых очень немного. Спасибо.