Очередной акулий триллер может расшевелить только самого неискушенного зрителя. Остальных ждет предсказуемо глупая борьба за выживание, в которой порой акул уважаешь больше, чем людей
Очередной акулий триллер может расшевелить только самого неискушенного зрителя. Остальных ждет предсказуемо глупая борьба за выживание, в которой порой акул уважаешь больше, чем людей.
Сестры Лиза и Кейт проводят совместный отпуск в Мексике. Вдоволь навалявшись у бассейна и натусовавшись на дискотеках, девушки решаются на аттракцион поэкстремальнее – в компании двух недавних знакомых и сомнительного вида капитана они отправляются в море, где за посильную сумму можно испытать себя, встретившись лицом к лицу с большой белой акулой. Кейт и Лиза погружаются под воду в основательно укрепленной клетке, но и без того опасный аттракцион превращается в настоящую борьбу за выживание, когда конструкция теряет соединение с лодкой и уходит на дно. В баллонах у девушек кислорода на один час, от поверхности отделяет 47 метров, связи с лодкой нет – положиться в такой ситуации можно только на себя и на удачу. Кейт и Лиза начинают игру в догонялки со смертью…
Сегодня, через сорок лет после выхода на экраны спилберговских «Челюстей», кажется, что истории о страшных зубастых акулах в кино себя уже изжили – морских хищниц показывали во всех возможных ракурсах, они были плодами экспериментов ученых и жертвами экологических катастроф, их приносило цунами и выбрасывало на берег наводнениями, студия Asylum так и вовсе соединила акул с торнадо и пользуется этим гибридом уже много лет. Но по большому счету зловещие плавники остались где-то за горизонтом зрительского внимания. До недавнего времени, а точнее, до прошлого года, когда изобретательный постановщик Хауме Кольет-Серра своей «Отмелью» снова заставил посетителей кинотеатров в напряжении кусать губы, переживая за девушку, противостоящую акуле.
Сценарист и постановщик триллера «Синяя бездна» Йоханнес Робертс использует в своей ленте те же ингредиенты, но кратно увеличивает ставки – девушек в беде теперь две, акул как минимум три, а от спасения несчастных отделяет не горизонтальный заплыв по бухте, а 47-метровая толща воды, которую к тому же нужно преодолеть как можно скорее – на дне без воздуха не отсидишься и не переночуешь. Казалось бы, есть все шансы не только повторить успех «Отмели», но и превзойти его, да не тут-то было. Преимущества, как это часто бывает, оказываются одновременно слабым местом картины.
Возьмем хотя бы главных героинь. Мэнди Мур и Клер Холт – актрисы небесталанные и обаятельно-симпатичные, однако переживать за их героинь не столь комфортно, как за персонаж Блэйк Лайвли. Мур и Холт в какой-то момент облачаются в костюмы для дайвинга и превращаются в безликих кукол, которых зритель различает только по цвету волос, а лишенный сексуальности хоррор – это раздача без козырей, ничем хорошим такой расклад закончиться просто не может. Да и логика всех подобных сюжетов заранее наталкивает на мысль, что спастись удастся не всем, а вот выбрать себе объект для мысленной поддержки оказывается непросто – два силуэта с пузырями не слишком располагают к себе.
Увеличение числа хищников в воде тоже не является однозначным плюсом. В «Отмели» было достаточно одной акулы, и ее единоличная охота была символична – человек против неуправляемой стихии, как когда-то в «Старике и море» или «Моби Дике». Зло было персонализировано, ставки были понятны, а шансы просчитываемы. Акулий шабаш в «Синей бездне» не добавляет страха, а наоборот – разбавляет его серьезным объемом воды. Кому интересно, сколько и чего вокруг плавает? Обилие зубов, хвостов и плавников только увеличивает путаницу и вносит суматоху. Которой хватает и без голодных хищников…
Да-да, самым интересным из синопсиса и трейлера казалась сама драматическая катастрофа – девушки оказываются на дне, защищенные прутьями клетки, но лишенные возможности подняться на поверхность. Увы, но ничего интересного из этого авторы развить не смогли. Дабы зритель совсем не заскучал, девушек время от времени выводят за границу безопасной зоны, но потом «загоняют» обратно, иногда им удается пообщаться с поверхностью, но чаще в ответ на их крики о помощи лишь звенит тишина. Создатели фильма в результате не сумели подобрать верную тональность – героини то мечутся в истерике, то впадают в апатию, словно сценаристы хотели попробовать несколько разных вариантов, да так и не решили, на чем остановиться.
Кстати, об «остановиться». Разумеется, мы не станем рассказывать, чем «Синяя бездна» заканчивается, но отметим, что лента эта относится к числу тех картин, которым стоило бы остановиться на пару минут раньше. У фильма есть блестящий ложный финал, который на секунду позволяет забыть предыдущую вялость и абсурдность действий героев, но только зритель набирает воздух в грудь, чтобы сказать: «Круто!» – его «обламывают», подсовывая куда более тривиальное решение. Обидно и несколько оскорбительно – авторы словно считают нас недостаточно взрослыми, чтобы принять горькую пилюлю.
Нельзя сказать, что «Бездна» топором идет на дно, кино это вполне энергично барахтается, но поклонникам жанра стоит иметь в виду, что ничего нового, включая настроение, которым безусловно обладала «Отмель», здесь не будет – лента двигается по очевидному, очерченному пределами соединительного троса курсу. Может быть, это и неплохо, но на «погружение мечты» не тянет. Любительский нырок, не более.
С 29 июня в кино.