Фэнтезийная персона.
В Metaphor: ReFantazio миролюбивые горожане с козлиными рогами, лисьими носами, эльфийскими ушами и лицом Шай-Хулуда сражаются с гигантскими кровожадными монстрами, сошедшими прямиком с полотен Иеронима Босха. Приготовьтесь отбиваться от огромной яичной скорлупы, из которой торчат пять языков, крылья, коренья, бледные ягодицы и лицо Мона Лизы. Аборигены называют этих чудовищ «человеками».
О Metaphor: ReFantazio необходимо знать ровно две вещи. Первая: это новый проект японской студии Atlus, создателей JRPG-франшизы Persona. Вторая — у игры абсолютно говорящее название. Это стопроцентный арт-проект, в котором дизайнерам и сценаристам дали карт-бланш на любые эксперименты с формой и содержанием.
Воистину насладиться сочетанием этих двух факторов способна предельно узкая аудитория, которая скорее всего ограничивается высоколобыми эстетствующими критиками и членами команды создателей игры. Все остальные жители планеты неизбежно хлебнут изрядную ложку дегтя из этой бочки ролевого меда.
Тяжелейшая степень овердизайна встречает гостей прямо с порога. Под рунические иероглифы собственного изобретения и вопли тантрического шамана Metaphor: ReFantazio выкатывает на экран дикую солянку из жанров, стилей и эпох. Излюбленный японцами сеттинг монархического стимпанка украшен бруталистскими зданиями и геральдикой в стиле конструктивизма. Главный герой щеголяет в синих волосах со стрижкой K-pop звезды, белом пальто кроя тридцатых годов и с мечом из девятнадцатого века.
Однако самое тяжелое испытание для глаза и мозга — это игровой интерфейс и вся система меню в целом. Во всем интерфейсе нет ни одного статичного элемента. Меню, плашки, шрифты и декоративные элементы безостановочно дышат, крутятся, полощут, прыгают и подмигивают. Это настоящий кислотный трип, оцифрованная магия знаменитых японских волшебных грибов и достойный тестер для всех мягко говоря нетривиальных вещей, ожидающих игрока в Metaphor: ReFantazio.
Будучи беззастенчиво хардкорной JRPG, Metaphor: ReFantazio на старте битый час дурачится и притворяется интерактивным квестом-ходилкой. Ведь надо нарисовать картину дня в королевстве, а это совсем непросто. Группа молодых монархистов пытается помешать очередной копии Сефирота (женоподобный блондин в белом) из Final Fantasy сесть на трон, который тот уже освободил, сунув ножик в сердце спящего короля. Однако монарх оказывается не лыкомшыт: он наколдовывает собственное лицо на небосклон в качестве избирательной комиссии и объявляет государственный конкурс на лучшего наследника. Участвуют все, даже люди-козлики.
На этом месте из недр Metaphor: ReFantazio наконец в полный рост встает легендарная Persona. Для несведущих: это не просто ролевая игра. Фирменная Persona — а вслед за ней и Metaphor — является хитрозамороченным симулякром нафантазированной действительности.
Atlus привычно навьючивает на базовую японскую RPG симуляцию дня и ночи, реальный календарь событий, модель взаимоотношений действующих лиц, систему федеральной репутации протагониста, две независимые валюты, библию классов-архетипов, сложный алгоритм их сочетания и еще примерно стопятьсот игровых механизмов различной тяжести и скрытности.
На выходе получается крайне оригинальная графически, очень времязатратная и крайне суровая ролевая игра. Геймплей заключается в выполнении поставленных сценарно задач в ограниченное время. Большинство миссий — это подземелья, куда партия героев бросается с головой, как в омут. Сохранения внутри подземелья строго ограничены, и любая неудача потенциально способна отбросить игрока назад на десяток минут.
Балансировка сложности — на уровне великого инквизитора Торквемады. К финальному боссу партия чаще всего приползает изрядно уставшей и немедленно получает в зубы чем-то тяжелым, острым или волшебным. Успех или неуспех в масштабном сражении обычно зависит от уровня героев и запасов склянок в их карманах, что для опытных поклонников продукции Atlus означает только одно. Гринд. Накопление ресурсов и уровней путем длительного и методичного избиения одних и тех же монстров в одном и том же подземелье.
Каждый раз, когда партия обретает нового сподвижника, а тот в свою очередь открывает для себя уникальный ролевой класс-архетип, Metaphor: ReFantazio проигрывает одну и ту же странную сценку. Персонаж вырывает из собственной груди механическое сердце и начинает в него кричать. Метафорически это именно тот поступок, который ожидается разработчиками от игроков. Metaphor требует внимания, времени и ответственности — как полноценная фултайм-работа.
Лисьих носов ни у кого нет (у парипасов звериные уши и хвосты, но не лица). Горожане ни с кем не сражаются. «Люди-козлики» вообще-то доминирующий вид, поэтому разумеется они борются за трон.
Всё это заставляет задуматься, а играл ли автор ...в предмет обзора?Всё это заставляет задуматься, а играл ли автор в предмет обзора?