Знаменитый французский режиссер Люк Бессон всегда был поклонником научной фантастики, но лишь несколько раз решался снять фильмы этого жанра
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой космические полицейские из далекого будущего расследуют похищение своего шефа, раскрывают звездный заговор и, конечно, заводят роман. Будущее будущим, а французы остаются французами!
Предыстория фильма
Мы часто рассуждаем об американских комиксах и порой упоминаем японскую мангу, но не стоит забывать, что комикс-индустрия есть и во Франции. Не такая мощная, как в США и Японии, но вполне представительная и периодически удостаивающаяся экранизаций. Вспомним, например, фильмы и мультфильмы по мотивам комиксной эпопеи о бравых галлах Астериксе и Обеликсе.
Как легко догадаться по тому, какие картины создает Люк Бессон, его вкусы в детстве не были «высоколобыми». Маленький Люк с удовольствием читал комиксы – особенно после того, как его родители развелись. Атмосфера в семье тогда была тяжелой, и Люк «сбегал» от домашних проблем в фантастические миры, которые находил в книгах и журналах или придумывал сам. Поэтому каждую среду он мчался к газетному киоску, чтобы узнать, какие новые комиксы туда завезли.
Однажды, когда Люку было 10 лет, он купил очередной выпуск журнала Pilote, одного из ведущих французских комиксных изданий. В номере был очередной эпизод научно-фантастического комикса «Валериан и Лорелин», который в то время, в 1969 году, еще был новинкой, а не классикой. Бессон влюбился с первого взгляда. В тот же день он начал грезить о космических приключениях в компании полицейских вселенского пространства и времени.
«Валериан и Лорелин» был творением сценариста Пьера Кристина и художника Жан-Клода Мезьера. В отличие от Америки, во Франции не принято регулярно передавать комиксы от одной творческой группы к другой, и друзья детства Кристин и Мезьер (они познакомились, когда прятались в бомбоубежище во время Второй мировой войны) работали над «Валерианом и Лорелин» всю его историю, с 1967 года по 2010-й. Изначально, кстати, они планировали создать комикс-вестерн, но эта ниша во Франции уже была хорошо освоена, и соавторы выбрали более редкую для национальных комиксов космическую фантастику.
Главными героями комикса были правительственные агенты Терранской (то есть «Земной») галактической империи. Валериан и Лорелин жили в XXVIII столетии, но выполняли миссии в пространстве и во времени. Собственно, они познакомились во Франции XI века, где Лорелин родилась. Когда девушка спасла Валериана, попавшего в передрягу в ее времени, герой вынужден был забрать Лорелин в свой век, и крестьянка быстро освоила профессию пространственно-временного агента.
Сейчас кажется самоочевидным, что героями космического комикса были парень и девушка, но в то время это было радикальным, отнюдь не типичным новшеством. Вспомним, что в «Астериксе и Обеликсе», который тоже публиковался в Pilote, главных героинь не было вовсе. Тем более необычно было видеть Лорелин ровней Валериану, а не какой-нибудь «девой в беде», которую вечно приходится выручать.
Для Кристина и Мезьера это было принципиально. Соавторы вдохновлялись модным в то время феминистским движением, и по мере эволюции комикса Лорелин становилась все более компетентной, а Валериан – все большим дуболомом. В определенный момент соавторам даже пришлось отыграть назад, потому что Валериан стал слишком уж бесполезным, и читатели приняли это в штыки.
В отличие от создававшегося в те же годы в Америке телесериала «Звездный путь» («Стартрек»), будущее в «Валериане и Лорелин» было богатым, но отнюдь не утопическим. Название «галактическая империя» говорило само за себя! Одним из ключевых конфликтов комикса было противостояние между готовностью Валериана выполнять любые приказы начальства и бунтарством Лорелин, которая регулярно замечала, что пара не всегда оказывается на стороне добра, если следует букве закона и предписаний. Кристин и Мезьер часто завуалировано критиковали французский и западный империализм, и они любили рассказывать истории, где персонажи в финале договаривались, а не одерживали военную победу в духе «Звездных войн».
Кстати, хотя «Валериан и Лорелин» в 1970-х и в 1980-х в Америке не был широко известен, считается, что Джордж Лукас кое-что оттуда позаимствовал для своего цикла. Включая, например, знаменитое металлическое бикини принцессы Леи. При всем своем феминизме «Валериан и Лорелин» не стеснялся эксплуатировать сексапильность рыжеволосой главной героини и других девушек. В 1987 году Мезьер даже нарисовал Лорелин для французского издания «Плейбоя»!
После своего первого знакомства с этим захватывающим комиксом Бессон читал его многие годы. Он черпал там вдохновение для сценария «Пятого элемента», который начал писать еще в школе. Однако ни тогда, ни позднее, когда он уже стал режиссером, Бессон всерьез не задумывался о том, чтобы перенести «Валериана и Лорелин» на экран. Слишком уж грандиозным был этот комикс по меркам французской кинематографии. Да и голливудцев он в 1980-е годы мог поставить в тупик. Даже в Америке мало кто мог себе позволить такую футуристическую феерию, как «Звездные войны» или «Вспомнить все», а некоторые истории «Валериана и Лорелин» требовали еще большего размаха.
Лишь в 1990-х, когда он нашел наконец деньги на «Пятый элемент» и вплотную занялся этим проектом, Бессон решил, что ему стоит экранизировать «Валериана и Лорелин». Эту мысль подсказал режиссеру Мезьер, которого постановщик привлек как концепт-дизайнера. Художник тогда в шутку сказал Бессону, что тот должен снимать «Валериана и Лорелин», а не тратить время на собственные потуги.
Конечно, своя рубашка была Бессону ближе к телу, и он не отказался от выстраданного проекта ради чужих персонажей. Но идея запала ему в душу. И когда десять лет спустя Джеймс Кэмерон пригласил Бессона на съемки «Аватара» и режиссер увидел, на что способны современные компьютерные технологии (напомним, что «Пятый элемент» во многом создавался по старинке, с помощью моделей и оптических иллюзий, а не цифровых эффектов), Бессон счел, что время «Валериана и Лорелин» на большом экране пришло. Он наконец-то мог создать на экране реалистичный вымышленный мир, не связанный законами физики и возможностями декораторов и гримеров.
Работа над фильмом
После стольких лет привязанности к «Валериану и Лорелин» Бессон не мог снять экранизацию комикса тяп-ляп, на скорую руку. Он задумал грандиозный проект и подошел к его подготовке с обстоятельностью строителя египетской пирамиды, который должен рассчитать и учесть каждую деталь, чтобы сооружение не рухнуло, не перекосилось и не оскорбило своей несуразностью фараона и богов.
Первым делом Бессон наметил общие контуры будущей картины (возможно, не одной, а целого киносериала), а затем в 2010 году начал искать художников, способных передать в реалистичной графике фантазии Кристина, Мезьера и самого Бессона. Режиссер проводил открытые «кастинги», и в них участвовали сотни художников-профессионалов и талантливых любителей, предоставлявших своих работы по мотивам «Валериана и Лорелин». Постепенно Бессон отобрал двадцать человек, с которыми встретился лично или пообщался через видеочат. Этих художников он подверг жесткому творческому экзамену. В итоге режиссер оставил всего шесть человек, которые вместе с несколькими французскими кинотворцами стали ядром художественной группы, создававшей визуальное пиршество (иначе не скажешь!) фильма Бессона.
Как обычно, Бессон сам написал сценарий картины. Он много раз его переписывал в зависимости от того, что он мог и чего не мог изобразить на экране. В окончательной версии сценарий довольно существенно отличался от сюжетов Кристина и Мезьера, хотя и сохранял их ключевые особенности – гуманизм, романтизм, антиимпериализм, обилие причудливых инопланетян и ироничный юмор.
Не будем перечислять все, что Бессон изменил и придумал, поскольку это потребовало бы подробных спойлеров, но отметим главное. В его фильме главные герои не путешествуют во времени, и они оба являются выходцами из будущего. Очевидно, Бессон отказался от комиксной предыстории Лорелин и от исторических приключений в духе «Доктора Кто», чтобы не загромождать и не запутывать и без того сложное произведение. Возможно, именно поэтому его Лорелин не рыжеволосая, а блондинистая. Это прозрачный намек на то, что героиня переосмыслена.
Также в картине не фигурируют Земля и Терранская империя. Действие ленты вращается вокруг гигантской космической станции «Альфа» («Центральная точка» в комиксах), которая собрана из бесчисленного количества жилых и технических модулей, представленных всевозможными звездными цивилизациями. В течение нескольких столетий «Альфа» эволюционировала из Международной космической станции. Когда она стала слишком громоздкой для вращения вокруг Земли, ее запустили в самостоятельное плавание по Галактике, и на время действия фильма это самодостаточный и невероятно разнообразный мир, где можно встретить кого угодно – от существ из разумного газа и живых роботов до людей и человекоподобных инопланетян. В начале картины Валериан и Лорелин выполняют задание на далекой планете, а дальше действие развивается на «Альфе», где можно пережить самые странные приключения, не покидая этот уникальный «город тысячи планет», в честь которого лента названа.
Остается только гадать, почему Бессон не использовал в названии имя «Лорелин». Вероятно, «Валериан, Лорелин и город тысячи планет» звучало бы слишком вычурно. Кроме того, исходный комикс в зависимости от года выпуска называется по-разному, и вариант «Валериан» (без «и Лорелин») среди прочих тоже есть. Хотя Лорелин никогда не была менее важным персонажем.
Когда после выполнения своего задания Валериан и Лорелин возвращаются на «Альфу» с уникальным существом, способным скопировать любой предмет, который ему скармливают (это особенно полезно, когда размножаешь маленькие, но мощные источники энергии), на станцию нападают, и шефа героев похищают. Это похищение оказывается связано с инопланетным созданием, и Валериан и Лорелин становятся единственными, кто достаточно много знает о произошедшем, чтобы в нем разобраться. Так что они отправляются спасать босса и выяснять, кто тайком угнездился в центре станции и не пускает туда посторонних. Герои то разлучаются, то снова сходятся, и им приходится применить все свои умения и способности, чтобы выжить самим, спасти друг друга и распутать заговор, в который они ввязались. Написать больше значило бы испортить слишком много сюрпризов…
Работа над художественным решением «Валериана» заняла около трех лет. Еще полтора года Бессон шлифовал сценарий, создавал подробные раскадровки и подбирал актеров. Таким образом, он почти пять лет корпел над подготовкой картины и завершил эту работу к 2015 году. К концу подготовительного периода у него были тысячи иллюстраций и страниц текста, подробно описывающих каждую деталь мира ленты. Включая те, которые в фильме не фигурируют. Всего было придумано около 200 инопланетных рас – малая толика тех народов, которые по фильму обитают на «Альфе».
В комиксах Валериан – мускулистый парень с квадратной челюстью. Это типичный и даже отчасти пародийный мужественный герой. Однако когда Бессон искал актера на эту роль, он решил, что лучше всего подойдет Дэйн ДеХаан из «Хроники» и «Нового Человека-паука: Высокое напряжение». У ДеХаана скорее «сладкая», чем героическая внешность, но такое уж у Бессона оказалось необычное видение. Может быть, он решил, что так будет более современно? То есть более подходяще для зрителей «Гарри Поттера» и «Сумерек»? Впрочем, трудно не согласиться с Бессоном, когда он расписывает харизму ДеХаана и его своеобразное, но бесспорное обаяние.
Во время кастинга на роль Лорелин режиссер сделал более очевидный выбор. Он знал английскую актрису с французской фамилией Кару Делевинь, еще когда она работала только как модель. Так что, когда девушка начала сниматься в фильмах вроде «Анны Карениной» и «Бумажных городов», Бессон предложил ей сыграть Лорелин. Правда, предварительно он подверг ее продолжительному прослушиванию в духе вступительных экзаменов в театральные вузы, чтобы убедиться, что Делевинь не только привлекательна, но и талантлива как актриса.
Известный британец Клайв Оуэн из блокбастеров «Город грехов» и «Дитя человеческое» получил роль командора Филитта – похищенного босса главных героев. Четырехкратный номинант «Оскара» Итан Хоук («Перед рассветом», «Гаттака») изобразил космического сутенера Джолли. Темнокожий джазовый музыкант Херби Хэнкок сыграл министра обороны. Канадско-китайский актер Крис Ву из «Трех иксов: Мировое господство» получил роль одного из офицеров-людей. Знаменитый Джон Гудмен из фильмов братьев Коэн и многих других голливудских лент озвучил корпулентного инопланетного преступника, а Элизабет Дебики из «Агентов А.Н.К.Л.» озвучила императора пришельцев. Да-да, императора, а не императрицу. Эта инопланетная раса весьма женственна, и у ее мужчин бывают женские по человеческим меркам голоса.
Также Бессон задействовал французского комика Алена Шаба («Астерикс и Обеликс: Миссия “Клеопатра”»), лауреата трех «Сезаров» Матье Кассовица («Амели»), постановщика «Перевозчика» Луи Летерье, режиссера «Перевозчика 3» Оливье Мегатона, международную звезду Рутгера Хауэра… И даже русскую модель Сашу Лусс, которая сейчас работает в Европе. Красотка из Магадана сыграла инопланетную принцессу.
Наконец, суперзвезда поп-музыки Рианна получила роль танцовщицы-оборотня по прозвищу Баббл («Пузырь»). Эту героиню так называют, потому что в своем естественном облике она похожа на большой пузырь. Однако на то Баббл и оборотень, чтобы лишь изредка выглядеть «естественно». Она принимает облик Рианны по той же причине, по какой могла бы выглядеть как Мэрилин Монро. Для будущего «Валериана» Рианна – это классический пример женской красоты и эротичности.
Когда съемки были подготовлены, оказалось, что картина не получит налоговой поддержки со стороны французского правительства. Дело в том, что льготы в то время были предусмотрены либо для снимающих во Франции голливудцев, либо для французов, которые снимают на французском языке. «Валериан» же – это французский блокбастер на английском языке. Бессон поднял по этому поводу бучу, пригрозил перенести съемки в Венгрию, и правительство пошло ему навстречу. Правила оформления налоговых льгот были изменены, и Бессон снял «Валериана» во Франции.
Поскольку все миры в «Валериане» вымышлены, то картина была полностью снята на студии Cité du Cinéma в пригороде Парижа. Люк Бессон лично спроектировал эту студию, которая была построена при участии ведущих французских кино- и телекомпаний. Cité du Cinéma была открыта в 2012 году. Это один из крупнейших съемочных комплексов Европы – фактически целый город. Там есть все, что нужно французскому кинематографисту, – от съемочных павильонов до рабочих офисов и от детских яслей до ВИП-ресторана. Также там есть колледжи для тех, кто еще только осваивает кинопрофессии. Ранее Бессон снял на этой студии «Люси» и «Малавиту». Ведущим актерам очень нравится там работать, поскольку они отдыхают между съемками не в голливудских трейлерах, а в просторных комнатах, обставленных как уютные апартаменты.
Практически в каждом кадре использовались визуальные эффекты, и работа велась либо в декорациях, либо на фоне «зеленого экрана». За компьютерную графику отвечали такие известные компании, как Industrial Light & Magic и Weta Digital. Всего было около 100 съемочных дней, и, по словам Бессона, ему работалось куда проще, чем в его ранних лентах, когда надо было куда-то ездить, снимать под водой и так далее. Cité du Cinéma для того и создавалась, чтобы снимать там было одно удовольствие! Фильм снимался с января по июнь 2016 года. Далее были месяцы доведения до ума спецэффектов, окончательного монтажа и прочих этапов подготовки блокбастера к прокату.
Персонажи «Валериана и города тысячи планет»
Майор Валериан – главный герой картины. Это доверенный агент человеческого правительства на межзвездной космической станции «Альфа». Валериан смел и исполнителен, но склонен к пижонству и разгильдяйству. Он так любит свою напарницу Лорелин, что часто ей в этом признается. Валериана сыграл Дэйн ДеХаан.
Сержант Лорелин – главная героиня картины. Как и ее напарник Валериан, Лорелин – доблестный и доверенный агент земного правительства «Альфы». Она умнее Валериана и часто подчеркивает это своим сарказмом. Ей нравится ее напарник, но она не хочет этого признавать. Лорелин сыграла Кара Делевинь.
Командор Филитт – начальник Валериана и Лорелин, а также влиятельный военный на станции «Альфа». Это жесткий человек, на многое способный ради Земли и своей карьеры. Филитта сыграл Клайв Оуэн.
Баббл – инопланетная танцовщица из расы оборотней. В своем естественном облике Баббл выглядит как прозрачный пузырь. Она может мгновенно трансформироваться и принимать любые обличья. Баббл сыграла Рианна.
Ожидания
Судя по тому, какие сейчас международные сборы у «Валериана», картина провалится в прокате. Ей нужно изрядно поднапрячься, чтобы хотя бы окупить рекордный для европейского кино бюджет в 197 миллионов евро (209 миллионов долларов). Очевидно, сказывается то, что исходный комикс за пределами Франции неизвестен, что в картине нет больших звезд, что у Бессона сейчас не такая хорошая репутация, как в 1990-х, и что рекламная кампания была довольно слабой. Взять, например, невнятные трейлеры, из которых мало что можно было вынести о сюжете картины.
Рецензии «Валериана» тоже не поддержали. Ленту хвалят за драйв и визуальную феерию, но упрекают в не слишком удачном сюжете и сомнительном подборе актеров. Оценки фильма слишком низки, чтобы картина преодолела все преграды, стоящие на ее пути к финансовому успеху.
Правда, какими бы ни были сборы, Бессон не разорится. Для него фильм уже окупился, поскольку финансовые риски взяли на себя прокатчики. Так что фиаско «Валериана» означает лишь, что у картины не будет продолжений и что Бессону будут меньше доверять, когда он будет предлагать новые размашистые и рисковые проекты. Жаль, потому что мир «Валериана» столь удивителен, что в него хочется еще не раз вернуться. Даже несмотря на недостатки картины, которые мы в нашей рецензии тоже отметили.