
Знаменитый французский режиссер Люк Бессон всегда был поклонником научной фантастики, но лишь несколько раз решался снять фильмы этого жанра
Знаменитый французский режиссер Люк Бессон всегда был поклонником научной фантастики, но лишь несколько раз решался снять фильмы этого жанра. Он начал свою карьеру с «Последней битвы», в 1990-х снял «Пятый элемент», в 2014-м – «Люси»… А в нынешнем году Бессон выпустил грандиозную фантастическую картину, вдохновленную любимым комиксом его детства. Эта лента – самая дорогая постановка в истории Западной Европы! – получила название «Валериан и город тысячи планет».
Мы не можем до выхода фильма в России раскрыть все его тайны, но мы многое можем рассказать о ленте, в которой космические полицейские из далекого будущего расследуют похищение своего шефа, раскрывают звездный заговор и, конечно, заводят роман. Будущее будущим, а французы остаются французами!
Предыстория фильма
Мы часто рассуждаем об американских комиксах и порой упоминаем японскую мангу, но не стоит забывать, что комикс-индустрия есть и во Франции. Не такая мощная, как в США и Японии, но вполне представительная и периодически удостаивающаяся экранизаций. Вспомним, например, фильмы и мультфильмы по мотивам комиксной эпопеи о бравых галлах Астериксе и Обеликсе.
Как легко догадаться по тому, какие картины создает Люк Бессон, его вкусы в детстве не были «высоколобыми». Маленький Люк с удовольствием читал комиксы – особенно после того, как его родители развелись. Атмосфера в семье тогда была тяжелой, и Люк «сбегал» от домашних проблем в фантастические миры, которые находил в книгах и журналах или придумывал сам. Поэтому каждую среду он мчался к газетному киоску, чтобы узнать, какие новые комиксы туда завезли.
Однажды, когда Люку было 10 лет, он купил очередной выпуск журнала Pilote, одного из ведущих французских комиксных изданий. В номере был очередной эпизод научно-фантастического комикса «Валериан и Лорелин», который в то время, в 1969 году, еще был новинкой, а не классикой. Бессон влюбился с первого взгляда. В тот же день он начал грезить о космических приключениях в компании полицейских вселенского пространства и времени.
«Валериан и Лорелин» был творением сценариста Пьера Кристина и художника Жан-Клода Мезьера. В отличие от Америки, во Франции не принято регулярно передавать комиксы от одной творческой группы к другой, и друзья детства Кристин и Мезьер (они познакомились, когда прятались в бомбоубежище во время Второй мировой войны) работали над «Валерианом и Лорелин» всю его историю, с 1967 года по 2010-й. Изначально, кстати, они планировали создать комикс-вестерн, но эта ниша во Франции уже была хорошо освоена, и соавторы выбрали более редкую для национальных комиксов космическую фантастику.
Главными героями комикса были правительственные агенты Терранской (то есть «Земной») галактической империи. Валериан и Лорелин жили в XXVIII столетии, но выполняли миссии в пространстве и во времени. Собственно, они познакомились во Франции XI века, где Лорелин родилась. Когда девушка спасла Валериана, попавшего в передрягу в ее времени, герой вынужден был забрать Лорелин в свой век, и крестьянка быстро освоила профессию пространственно-временного агента.
Сейчас кажется самоочевидным, что героями космического комикса были парень и девушка, но в то время это было радикальным, отнюдь не типичным новшеством. Вспомним, что в «Астериксе и Обеликсе», который тоже публиковался в Pilote, главных героинь не было вовсе. Тем более необычно было видеть Лорелин ровней Валериану, а не какой-нибудь «девой в беде», которую вечно приходится выручать.
Для Кристина и Мезьера это было принципиально. Соавторы вдохновлялись модным в то время феминистским движением, и по мере эволюции комикса Лорелин становилась все более компетентной, а Валериан – все большим дуболомом. В определенный момент соавторам даже пришлось отыграть назад, потому что Валериан стал слишком уж бесполезным, и читатели приняли это в штыки.
В отличие от создававшегося в те же годы в Америке телесериала «Звездный путь» («Стартрек»), будущее в «Валериане и Лорелин» было богатым, но отнюдь не утопическим. Название «галактическая империя» говорило само за себя! Одним из ключевых конфликтов комикса было противостояние между готовностью Валериана выполнять любые приказы начальства и бунтарством Лорелин, которая регулярно замечала, что пара не всегда оказывается на стороне добра, если следует букве закона и предписаний. Кристин и Мезьер часто завуалировано критиковали французский и западный империализм, и они любили рассказывать истории, где персонажи в финале договаривались, а не одерживали военную победу в духе «Звездных войн».
Кстати, хотя «Валериан и Лорелин» в 1970-х и в 1980-х в Америке не был широко известен, считается, что Джордж Лукас кое-что оттуда позаимствовал для своего цикла. Включая, например, знаменитое металлическое бикини принцессы Леи. При всем своем феминизме «Валериан и Лорелин» не стеснялся эксплуатировать сексапильность рыжеволосой главной героини и других девушек. В 1987 году Мезьер даже нарисовал Лорелин для французского издания «Плейбоя»!
После своего первого знакомства с этим захватывающим комиксом Бессон читал его многие годы. Он черпал там вдохновение для сценария «Пятого элемента», который начал писать еще в школе. Однако ни тогда, ни позднее, когда он уже стал режиссером, Бессон всерьез не задумывался о том, чтобы перенести «Валериана и Лорелин» на экран. Слишком уж грандиозным был этот комикс по меркам французской кинематографии. Да и голливудцев он в 1980-е годы мог поставить в тупик. Даже в Америке мало кто мог себе позволить такую футуристическую феерию, как «Звездные войны» или «Вспомнить все», а некоторые истории «Валериана и Лорелин» требовали еще большего размаха.
Лишь в 1990-х, когда он нашел наконец деньги на «Пятый элемент» и вплотную занялся этим проектом, Бессон решил, что ему стоит экранизировать «Валериана и Лорелин». Эту мысль подсказал режиссеру Мезьер, которого постановщик привлек как концепт-дизайнера. Художник тогда в шутку сказал Бессону, что тот должен снимать «Валериана и Лорелин», а не тратить время на собственные потуги.
Конечно, своя рубашка была Бессону ближе к телу, и он не отказался от выстраданного проекта ради чужих персонажей. Но идея запала ему в душу. И когда десять лет спустя Джеймс Кэмерон пригласил Бессона на съемки «Аватара» и режиссер увидел, на что способны современные компьютерные технологии (напомним, что «Пятый элемент» во многом создавался по старинке, с помощью моделей и оптических иллюзий, а не цифровых эффектов), Бессон счел, что время «Валериана и Лорелин» на большом экране пришло. Он наконец-то мог создать на экране реалистичный вымышленный мир, не связанный законами физики и возможностями декораторов и гримеров.
Работа над фильмом
После стольких лет привязанности к «Валериану и Лорелин» Бессон не мог снять экранизацию комикса тяп-ляп, на скорую руку. Он задумал грандиозный проект и подошел к его подготовке с обстоятельностью строителя египетской пирамиды, который должен рассчитать и учесть каждую деталь, чтобы сооружение не рухнуло, не перекосилось и не оскорбило своей несуразностью фараона и богов.
Первым делом Бессон наметил общие контуры будущей картины (возможно, не одной, а целого киносериала), а затем в 2010 году начал искать художников, способных передать в реалистичной графике фантазии Кристина, Мезьера и самого Бессона. Режиссер проводил открытые «кастинги», и в них участвовали сотни художников-профессионалов и талантливых любителей, предоставлявших своих работы по мотивам «Валериана и Лорелин». Постепенно Бессон отобрал двадцать человек, с которыми встретился лично или пообщался через видеочат. Этих художников он подверг жесткому творческому экзамену. В итоге режиссер оставил всего шесть человек, которые вместе с несколькими французскими кинотворцами стали ядром художественной группы, создававшей визуальное пиршество (иначе не скажешь!) фильма Бессона.
Как обычно, Бессон сам написал сценарий картины. Он много раз его переписывал в зависимости от того, что он мог и чего не мог изобразить на экране. В окончательной версии сценарий довольно существенно отличался от сюжетов Кристина и Мезьера, хотя и сохранял их ключевые особенности – гуманизм, романтизм, антиимпериализм, обилие причудливых инопланетян и ироничный юмор.
Не будем перечислять все, что Бессон изменил и придумал, поскольку это потребовало бы подробных спойлеров, но отметим главное. В его фильме главные герои не путешествуют во времени, и они оба являются выходцами из будущего. Очевидно, Бессон отказался от комиксной предыстории Лорелин и от исторических приключений в духе «Доктора Кто», чтобы не загромождать и не запутывать и без того сложное произведение. Возможно, именно поэтому его Лорелин не рыжеволосая, а блондинистая. Это прозрачный намек на то, что героиня переосмыслена.
Также в картине не фигурируют Земля и Терранская империя. Действие ленты вращается вокруг гигантской космической станции «Альфа» («Центральная точка» в комиксах), которая собрана из бесчисленного количества жилых и технических модулей, представленных всевозможными звездными цивилизациями. В течение нескольких столетий «Альфа» эволюционировала из Международной космической станции. Когда она стала слишком громоздкой для вращения вокруг Земли, ее запустили в самостоятельное плавание по Галактике, и на время действия фильма это самодостаточный и невероятно разнообразный мир, где можно встретить кого угодно – от существ из разумного газа и живых роботов до людей и человекоподобных инопланетян. В начале картины Валериан и Лорелин выполняют задание на далекой планете, а дальше действие развивается на «Альфе», где можно пережить самые странные приключения, не покидая этот уникальный «город тысячи планет», в честь которого лента названа.
Остается только гадать, почему Бессон не использовал в названии имя «Лорелин». Вероятно, «Валериан, Лорелин и город тысячи планет» звучало бы слишком вычурно. Кроме того, исходный комикс в зависимости от года выпуска называется по-разному, и вариант «Валериан» (без «и Лорелин») среди прочих тоже есть. Хотя Лорелин никогда не была менее важным персонажем.
Когда после выполнения своего задания Валериан и Лорелин возвращаются на «Альфу» с уникальным существом, способным скопировать любой предмет, который ему скармливают (это особенно полезно, когда размножаешь маленькие, но мощные источники энергии), на станцию нападают, и шефа героев похищают. Это похищение оказывается связано с инопланетным созданием, и Валериан и Лорелин становятся единственными, кто достаточно много знает о произошедшем, чтобы в нем разобраться. Так что они отправляются спасать босса и выяснять, кто тайком угнездился в центре станции и не пускает туда посторонних. Герои то разлучаются, то снова сходятся, и им приходится применить все свои умения и способности, чтобы выжить самим, спасти друг друга и распутать заговор, в который они ввязались. Написать больше значило бы испортить слишком много сюрпризов…
Работа над художественным решением «Валериана» заняла около трех лет. Еще полтора года Бессон шлифовал сценарий, создавал подробные раскадровки и подбирал актеров. Таким образом, он почти пять лет корпел над подготовкой картины и завершил эту работу к 2015 году. К концу подготовительного периода у него были тысячи иллюстраций и страниц текста, подробно описывающих каждую деталь мира ленты. Включая те, которые в фильме не фигурируют. Всего было придумано около 200 инопланетных рас – малая толика тех народов, которые по фильму обитают на «Альфе».
В комиксах Валериан – мускулистый парень с квадратной челюстью. Это типичный и даже отчасти пародийный мужественный герой. Однако когда Бессон искал актера на эту роль, он решил, что лучше всего подойдет Дэйн ДеХаан из «Хроники» и «Нового Человека-паука: Высокое напряжение». У ДеХаана скорее «сладкая», чем героическая внешность, но такое уж у Бессона оказалось необычное видение. Может быть, он решил, что так будет более современно? То есть более подходяще для зрителей «Гарри Поттера» и «Сумерек»? Впрочем, трудно не согласиться с Бессоном, когда он расписывает харизму ДеХаана и его своеобразное, но бесспорное обаяние.
Во время кастинга на роль Лорелин режиссер сделал более очевидный выбор. Он знал английскую актрису с французской фамилией Кару Делевинь, еще когда она работала только как модель. Так что, когда девушка начала сниматься в фильмах вроде «Анны Карениной» и «Бумажных городов», Бессон предложил ей сыграть Лорелин. Правда, предварительно он подверг ее продолжительному прослушиванию в духе вступительных экзаменов в театральные вузы, чтобы убедиться, что Делевинь не только привлекательна, но и талантлива как актриса.
Известный британец Клайв Оуэн из блокбастеров «Город грехов» и «Дитя человеческое» получил роль командора Филитта – похищенного босса главных героев. Четырехкратный номинант «Оскара» Итан Хоук («Перед рассветом», «Гаттака») изобразил космического сутенера Джолли. Темнокожий джазовый музыкант Херби Хэнкок сыграл министра обороны. Канадско-китайский актер Крис Ву из «Трех иксов: Мировое господство» получил роль одного из офицеров-людей. Знаменитый Джон Гудмен из фильмов братьев Коэн и многих других голливудских лент озвучил корпулентного инопланетного преступника, а Элизабет Дебики из «Агентов А.Н.К.Л.» озвучила императора пришельцев. Да-да, императора, а не императрицу. Эта инопланетная раса весьма женственна, и у ее мужчин бывают женские по человеческим меркам голоса.
Также Бессон задействовал французского комика Алена Шаба («Астерикс и Обеликс: Миссия “Клеопатра”»), лауреата трех «Сезаров» Матье Кассовица («Амели»), постановщика «Перевозчика» Луи Летерье, режиссера «Перевозчика 3» Оливье Мегатона, международную звезду Рутгера Хауэра… И даже русскую модель Сашу Лусс, которая сейчас работает в Европе. Красотка из Магадана сыграла инопланетную принцессу.
Наконец, суперзвезда поп-музыки Рианна получила роль танцовщицы-оборотня по прозвищу Баббл («Пузырь»). Эту героиню так называют, потому что в своем естественном облике она похожа на большой пузырь. Однако на то Баббл и оборотень, чтобы лишь изредка выглядеть «естественно». Она принимает облик Рианны по той же причине, по какой могла бы выглядеть как Мэрилин Монро. Для будущего «Валериана» Рианна – это классический пример женской красоты и эротичности.
Когда съемки были подготовлены, оказалось, что картина не получит налоговой поддержки со стороны французского правительства. Дело в том, что льготы в то время были предусмотрены либо для снимающих во Франции голливудцев, либо для французов, которые снимают на французском языке. «Валериан» же – это французский блокбастер на английском языке. Бессон поднял по этому поводу бучу, пригрозил перенести съемки в Венгрию, и правительство пошло ему навстречу. Правила оформления налоговых льгот были изменены, и Бессон снял «Валериана» во Франции.
Поскольку все миры в «Валериане» вымышлены, то картина была полностью снята на студии Cité du Cinéma в пригороде Парижа. Люк Бессон лично спроектировал эту студию, которая была построена при участии ведущих французских кино- и телекомпаний. Cité du Cinéma была открыта в 2012 году. Это один из крупнейших съемочных комплексов Европы – фактически целый город. Там есть все, что нужно французскому кинематографисту, – от съемочных павильонов до рабочих офисов и от детских яслей до ВИП-ресторана. Также там есть колледжи для тех, кто еще только осваивает кинопрофессии. Ранее Бессон снял на этой студии «Люси» и «Малавиту». Ведущим актерам очень нравится там работать, поскольку они отдыхают между съемками не в голливудских трейлерах, а в просторных комнатах, обставленных как уютные апартаменты.
Практически в каждом кадре использовались визуальные эффекты, и работа велась либо в декорациях, либо на фоне «зеленого экрана». За компьютерную графику отвечали такие известные компании, как Industrial Light & Magic и Weta Digital. Всего было около 100 съемочных дней, и, по словам Бессона, ему работалось куда проще, чем в его ранних лентах, когда надо было куда-то ездить, снимать под водой и так далее. Cité du Cinéma для того и создавалась, чтобы снимать там было одно удовольствие! Фильм снимался с января по июнь 2016 года. Далее были месяцы доведения до ума спецэффектов, окончательного монтажа и прочих этапов подготовки блокбастера к прокату.
Персонажи «Валериана и города тысячи планет»
Майор Валериан – главный герой картины. Это доверенный агент человеческого правительства на межзвездной космической станции «Альфа». Валериан смел и исполнителен, но склонен к пижонству и разгильдяйству. Он так любит свою напарницу Лорелин, что часто ей в этом признается. Валериана сыграл Дэйн ДеХаан.
Сержант Лорелин – главная героиня картины. Как и ее напарник Валериан, Лорелин – доблестный и доверенный агент земного правительства «Альфы». Она умнее Валериана и часто подчеркивает это своим сарказмом. Ей нравится ее напарник, но она не хочет этого признавать. Лорелин сыграла Кара Делевинь.
Командор Филитт – начальник Валериана и Лорелин, а также влиятельный военный на станции «Альфа». Это жесткий человек, на многое способный ради Земли и своей карьеры. Филитта сыграл Клайв Оуэн.
Баббл – инопланетная танцовщица из расы оборотней. В своем естественном облике Баббл выглядит как прозрачный пузырь. Она может мгновенно трансформироваться и принимать любые обличья. Баббл сыграла Рианна.
Ожидания
Судя по тому, какие сейчас международные сборы у «Валериана», картина провалится в прокате. Ей нужно изрядно поднапрячься, чтобы хотя бы окупить рекордный для европейского кино бюджет в 197 миллионов евро (209 миллионов долларов). Очевидно, сказывается то, что исходный комикс за пределами Франции неизвестен, что в картине нет больших звезд, что у Бессона сейчас не такая хорошая репутация, как в 1990-х, и что рекламная кампания была довольно слабой. Взять, например, невнятные трейлеры, из которых мало что можно было вынести о сюжете картины.
Рецензии «Валериана» тоже не поддержали. Ленту хвалят за драйв и визуальную феерию, но упрекают в не слишком удачном сюжете и сомнительном подборе актеров. Оценки фильма слишком низки, чтобы картина преодолела все преграды, стоящие на ее пути к финансовому успеху.
Правда, какими бы ни были сборы, Бессон не разорится. Для него фильм уже окупился, поскольку финансовые риски взяли на себя прокатчики. Так что фиаско «Валериана» означает лишь, что у картины не будет продолжений и что Бессону будут меньше доверять, когда он будет предлагать новые размашистые и рисковые проекты. Жаль, потому что мир «Валериана» столь удивителен, что в него хочется еще не раз вернуться. Даже несмотря на недостатки картины, которые мы в нашей рецензии тоже отметили.