Сезон 1
В отделение милиции Ростовской области присылают московского специалиста (Дмитрий Власкин), капитана, а на деле — психолога и ученого, который должен помочь в поимке главного маньяка СССР (Дмитрий Нагиев). Один за другим на территории местной лесополосы находят изуродованные трупы. Дело просто необходимо закрыть как можно скорее, проблема только в том, что никаких особенных улик нет. Портрет подозреваемого едва ли поможет следствию, ведь на самом деле «Ростовский потрошитель» ничем не отличим от обыкновенного советского гражданина.
Сезон 2
Расследование пошло по ложному следу, а потому «Ростовский потрошитель» остается на свободе, преумножая число своих жертв. Когда на место мудрого и вдумчивого Кесаева (Константин Лавроненко) назначают полковника Брагина (Виталий Кищенко), обстановка в кабинетах ростовской милиции становится еще напряженнее. Новый руководитель недальновиден, подозревает всех в интригах и отрицает работу профайлера Витвицкого, который пытается убедить в появлении подражателя. Маньяк будет пойман и осужден, но сколько еще невинных людей погибнут в ужасных мучениях?
Сезон 3
1990-е. Сотрудник Управления внутренних дел Ангарска Попцов (Федор Лавров) решает, что маленькому городу необходима радикальная чистка. Жестокий маньяк в погонах в основном охотится на падших женщин, а за ролью «чистильщика» прячет банальную похоть. Вдоль трассы Иркутск-Ангарск начинают находить тела жертв, но далеко не сразу милиционеры понимают, что это дело рук одного серийного убийцы. В течение многих лет Попцову удается избегать наказания, но теперь за дело берется команда следователей во главе с опытным и жестким полковником Ковалевым (Николай Козак). Прежде им удалось поймать орудовавшего в Ростовской области Андрея Чикатило. Герои-оперативники, пройдя через череду сложных жизненных ситуаций, выйдут на след убийцы, остановив страшный конвейер смерти.
Оказалось это ни то, ни другое. По сути – ничто. Ничего достойного вн...имания, размышления, увлекающего в своей реалистичности сюжета. Получилась глянцевая картинка порнографического содержания, поскольку кроме качественного отснятия сцен подготовки и совершения убийств прапорщиком Задовым, все остальное содержание – горячечный бред создателей, сэкономивших на консультантах, и экранизация сухих сведений о ходе расследования масштабнейшего уголовного дела, полученных из открытых источников.
Склонен согласиться с мнениями многих, что сюжет «Криминальной России» о том же персонаже гораздо более достоин внимания уже в качестве материала, не выворачивающего наизнанку мозги зрителям, а лишь знакомящим с реальной информацией.
Но между документалистикой и художественным осмыслением лежит , зачастую, непреодолимая пропасть.
А между документалистикой и обессмыслением - осушенный океан.
Во-первых, с начала и до конца правоохранители представляются некомпетентными дегенератами, неспособными выполнять функции, которые на них возложены.
Я бы не спорил, если бы нам была показана здоровая профессиональная конкуренция лиц, настроенных и организованных выполнять единую задачу. Пусть даже без учета того факта, что расследованием занималась Генеральная Прокуратура, совместно с органами МВД (а по другому в таких случаях не бывает), а не сборище малокомпетентных персонажей из одного ведомства , решающих свои местничковые, межличностные и карьерные вопросы на фоне затянувшейся трагедии.
Но, увы, зрителю предлагается наблюдать за картонными отношениями отрицающих реальность обличенных в форму идиотов на фоне множащихся убийств, совершаемых мужиком, если не изначально маньячного вида, то уж реально отличающегося от массовки персонажей второго плана.
Не спорю, Нагиев очень старался, но завлечь своим образом прапорщика Задова он мог лишь тех малолеток и девушек, которые смотрели «Осторожно, модерн» в лихие 90-е, но никак не жителей относительно благополучного советского периода.
А к выходу этой передачи Чикатило А.Р. уже был расстрелян.
Лично мне в таких фильмах интересно смотреть противостояние антиподов, не являющихся изначально убогими и недалекими персонажами, а профессионалов, борющихся с изощренным злом, хитростью преступника, ошибки которых лишь приближают к цели, поскольку способны заставить не отвлекаться на ложные посылы.
В советском кино таких примеров множество. Это и «Семнадцать мгновений весны», и «ТАСС уполномочен заявить», и «Противостояние», и «Петровка,38» с «Огарева,6», и серия «Резидентов», и прочее, и прочее…
К сожалению, в российском кинематографе таких примеров много меньше.
Рассматривая же киноподелка является каким-то кадавром в смеси творчества (пусть будет) Тарантино с «Кавказской пленницей».
Последнее сравнение благодаря очень узнаваемому персонажу Шурика в роли капитана милиции. Правда его здесь, в соответствии с жанром, заявили в качестве драматического, а не комедийного персонажа. Как и бесполезного в повествовании.
Комедия в том, что Чикатило ловили не профессионалы, а слабо ориентированные в оперативной и следственной работе неофиты. Как будто режиссером перед актерами, не смыслящими в следственно-оперативной работе, была поставлена задача - а как бы вы ловили маньяка?
В результате – бездарные и неинформативные допросы, вечные пинания друг друга, кулуарные разборки и романы. В общем, все то, что характеризует актерскую тусовку, а не достоверную игру в столь серьезной и щепетильной теме сериала. И никак это не будни милиционеров.
Возникает вопрос - а что этой работой хотел сказать режиссер? Что поимка маньяков является лишь результатом случайности, а не кропотливого труда людей, не уполномоченных афишировать свою деятельность, но день за днем выполняющих своим задачи, направленные на достижение результата?
В этом варианте деятельность маньяка выступает на первый план как передовика производства, а работа по его поимке нивелируется какими-то ведомственными или личностными разборками, и уходит на второй план, как бы ее и не было.
По персонажам вообще грустно.
Бригада из Москвы – 3 сотрудника.
Один – особо страшный следователь (почему не генпрокуратуры, а МВД, непонятно), но не ведет самостоятельного расследования, не сосредотачивает в своих руках все уголовные дела, не руководит и не координирует оперов, а вяло отбрехивается от наездов местного руководителя (а они в одном звании), который, по определению, попадает к нему в подчинение при создании следственно-оперативной группы. Более того, местный «пахан» угрожает направить уголовное дело в суд через голову приехавшего «варяга»! Это как! Кто он такой и где следователь, который уполномочен принимать такие решения?! Видимо кастинг на забитого следователя провалился и в фильме мы его не увидим.
Один - опер (самый бесполезный персонаж, который занимается только сеянием раздора среди своих, видимо, не понимая, что вообще входит в его задачи). Он не участвует во внутрикамерной разработке подозреваемых, не стремится выйти в народ, пользуясь «незамыленной» внешностью, не выдвигает идей или планов оперативных мероприятий, да собственно ничего он и не делает! Вопрос – а зачем этот персонаж вообще приснился?
И Шурик, дослужившийся до капитана милиции (а это минимум 5 лет), но не умеющий стрелять из пистолета, пугающийся любого чиха и трупа, и в первый раз увидевший женщину. Его ценность расследованию определяется лишь в качестве внутреннего голоса страшного следователя – «А, яй-яй, туда нельзя. А, яй-яй, сюда нельзя» (но это тоже ближе к 90-м).
Местные – начальник РОВД (надо полагать) и его же начальник УГРО. Видимо областные структуры все взвалили на них вне зависимости от экстерриториальности преступлений, совершенных в различных районах Ростовской области.
Первый – карьерист и дуболом, заинтересованный не в раскрытии преступлений, а в назначении виновного за них. Второй – его правая рука в реализации помыслов начальства.
Собственно, про них и все. Как персонажи для организации работы по раскрытию серии убийств и поимки маньяка они абсолютно бесполезны, поскольку готовы закрыть глаза на все, что не способствует карьере.
Ну да, и женский персонаж для Шурика. Кто она по должности и что она делает в общей тусовке, мне так и не стало понятно, но стреляет хорошо. Может быть местный киллер для ликвидации особо неудобных преступников, судя по тому как поставлена работа в отделе. Последнее предположение хоть как-то объясняет необходимость ее включения в группу.
Группа по поимке маньяка представляет собой, в целом, иллюстрацию к басне Крылова «Лебедь раком щуку».
Положительными персонажами фильма являются лишь роли второго плана – милиционеры, которые хоть что-то делают на земле, благодаря которым Чикатилу периодически дергают в милицию. Хотя и у них там с субординацией и отношением к несению службы не все гладко.
Итого, отвлекаясь от закономерного и документально известного результата, фильм приводит к выводу о том, что все прописанные персонажи бесполезны, а поимка маньяка являлась лишь случайным стечением обстоятельств, хотя это далеко не так.
Сериал обгадил (не всю, не хватило образования и консультантов) систему правоохранительных органов в лице сыгранных актерами ее представителей.
Воссоздал, с завидным усердием треш-составляющую действий маньяка, имя которого стало нарицательным, которая сместила на себя все акценты истории.
Никак не раскрыл образа Чикатило вне его маньячных деликтов.
Дискредитировал образ прапорщика Задова в глазах знавшей его общественности.
При этом не показал ни умного преступника, ни умных сыщиков.
Про неумных сыщиков я уже упоминал, а умным Чикатилой уже создатели сериала Нагиева не выставили (все сцены убийств предполагали наличие умопомрачающих следов крови на одежде преступника, от которых он не мог избавиться лишь с помощью регулярно демонстрируемого носового платочка).
Резюме: не стоит трогать такие щепетильные темы, не подготовившись заранее с помощью компетентных товарищей.