Первое большое российское киноисследование деятельности самого известного серийного убийцы в истории СССР.
Два милиционера весь день пасут некого товарища в сером пальто, шляпе с чемоданчиком. Во время обыска этот педантичный человек в шляпе аккуратно выкладывает на стол личные вещи. Среди них: зубная паста, бельё, расчёска, полотенце с пятнами крови, мотки суровой верёвки и тетрадь, в которой спрятан окровавленный нож. Далее история переносится на год назад в Ростов-на-Дону (господа Андреасяны, выучите, пожалуйста, как пишется название административного центра Южного федерального округа России!), где ленивые милиционеры уныло ходят вокруг «незаметного» человека в шляпе с чемоданчиком, который вскоре открыто уведёт мальчика, собиравшегося на рыбалку. Труп мальчика скоро найдут в лесополосе, а в Ростов прибудет комиссия из Москвы в лице полковника Кисаева (Константин Лавроненко) и эксперта Витвицкого (Дмитрий Власкин) для поимки «Бешеного зверя». И тут же появляется некий Шеин (Никита Кологривый), открыто объявивший себя тем самым убийцей.
Стоит сразу отметить, что Чикатило был пойман несколько раз, но отпущен по разным причинам, зато вместо него по ошибке было расстреляно несколько человек на протяжении около десятка лет поисков ростовского кровопийцы. Учитывая, что первый эпизод не обозначен временным отрезком, то мы не знаем, о какой по счёту поимке «дяди Андрея» идёт речь, так же, как и какое дело об очередном лже-Чикатило легло в сердцевину сюжета первой серии.
О том, что Шеин и его друг Жарков – больные люди, и не являются теми, за кем надо охотиться, видно не только зрителю, но и самим детективам, включая московских гостей. О последних стоит поговорить отдельно, но уже сейчас видно, что Кисаев – это прямой и не терпящий несогласных условный «Глеб Жеглов», в то время как Витвицкий – тонкий и интеллектуально подкованный следователь «Шарапов». Витвицкий будет виться под ногами у милицейских мордоворотов, готовых расстрелять любого имеющего отношение к зверским убийствам, и всех раздражать своей правильностью. Другое дело: стоит ли делать пилотом восьмисерийного шоу сюжет о «левом» Чикатило, в то время как настоящий «ростовский потрошитель» в течение серии попробует заарканить двух мальчишек: одного (успешно) взял за удочку в прямом смысле, другой чуть было не попался на игрушку, но сорвался по чистой случайности? Мы привыкли к тому, что первые эпизоды сериалов должны захватывать с первой же секунды. Здесь же мы имеем ленивых милиционеров, сплёвывающих семечки и ходящих по ростовским вокзалам, не замечая странноватого мужчину.
Что касается «странноватого мужчины». То, что Чикатило играет Дмитрий Нагиев, так «тщательно скрывалось», что стало известно ещё чуть ли не до начала съёмок. Тем непонятнее выбор Сарика Андреасяна упрямо не показывать всю серию лицо актёра. Мы видим Чикатило со спины, фигуру таинственно затёртую в расфокусе, руки нервно потирающие кожу портфельчика, узнаем голос актёра Нагиева. И лишь в конце – бу! – появляется лицо актёра Нагиева в толстых очках с поджатыми губами, почему-то похожего на постаревшего Александра Яценко. Страшно? Нет.
Нельзя сказать, что пилот «Чикатило» не получился. Он хорошо снят. Красиво смотрятся планы с верхней точки, называемые кинематографистами «взглядом бога». В конце концов, мы узнаём о расстановке фигур на доске ближайших серий. Вот душегубец. Вот так безынтересно он заманивал в свои сети мальчиков. Вот ростовские бездеятельные милиционеры, вот их московские организованные коллеги. Вот местный дурачок, который захотел угнать троллейбус, чтобы доехать до товарища Андропова и сообщить тому, кто здесь настоящий убийца.
Но мы всё это знали и без сериала. В конце концов, на свете существует масса других фильмов, телевизионных и документальных, о том, чем руководствовался Чикатило. Был даже один сериал (ещё хуже, чем нынешний) для НТВ. Везде психологи, сценаристы, криминалисты, историки указывают, что маньяк убивал ребят и девчат вследствие своей душевной травмы, полученной в детстве. И тут вдруг Сарик Андреасян взлетает на книгу «Чикатило. Часы зверя» Алексея Гравицкого и Сергея Волкова, по которой и поставлен новый сериал, и восклицает: «Я знаю, что двигало Чикатило! Это душевная травма, полученная в детстве!» - и показывает ещё на открывающей заставке ребёнка, превращающегося с помощью нехитрой графики в известный фоторобот «ростовского потрошителя». Всё это неплохо, но почему так скуууучно?